|
|
|
Катастрофа Як-40 Украинского УГА близ Киева |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 мая 1974 г.
Время: 22:05
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, 16 км западнее а/п Киев (Жуляны)
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87579
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Кировоградский ОАО
Рейс: Н-166
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 95 летного отряда 22 мая прибыл в а/п Смольное (Ленинград), выполнив рейс №141 из Кировограда. После нормального отдыха и ночевки в Ленинграде 23 мая экипаж приступил к выполнению четырех рейсов по маршруту Ленинград-Минск-Хмельницкий-Киев-Кировоград. Выполнив рейс Н-162 из Минска, экипаж произвел посадку в а/п Хмельницкий и в 21:09 мск приступил к взлету рейсом Н-166 в а/п Киев (Жуляны). Прогноз погоды по маршруту Хмельницкий-Киев с 20:30 до 24:00 предусматривал: облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, верхняя кромка 4-5 км, 5-10 баллов верхняя, средняя, умеренная болтанка, в облаках обледенение, грозовое положение. Прогноз погоды по пункту посадки с 21:00 до 24:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 90-140 м, верхняя кромка 4-5 км, дождь, дымка, туман, видимость 900-1400 м, в начале срока 1500-2000 м, ветер 70-90°, 6-9 м/с, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, грозовое положение. Фактическая погода за 20:25 – облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 240 м, дождь, дымка, видимость 3 500 м, температура воздуха +10°С. Прогноз и фактическая погода позволяли экипажу принять решение на вылет и соответствовали его минимуму. В процессе полета опасных метеоявлений не было. После набора заданного эшелона 4 500 м в 21:24 экипаж установил связь с диспетчером РДП а/п Борисполь. Затем экипаж по согласованию с диспетчером занял эшелон 2 700 м и на этой высоте в облаках выполнял полет до рубежа снижения аэропорта Жуляны. В 22:00 диспетчер подхода а/п Борисполь дал разрешение на снижение до 1 500 м. При пересечении эшелона 1 800 м через 2 минуты он передал управление полетом диспетчеру круга а/п Жуляны. В 22:02:11 диспетчер круга на удалении 23 км дал указание взять курс 350° влево (выполнить третий разворот) и доложить снижение до 1 500 м, на что экипаж ответил: «1500 сию у меня». В 22:02:21 диспетчер дал указание снижаться до 400 м по давлению аэродрома 730 мм рт.ст. правым доворотом на 81° (четвертый разворот) и заход на посадку по СП-50. Экипаж подтвердил. При расшифровке записи радиообмена установлено, что в результате «накладки» в радиосвязи информация о давлении 730 мм рт.ст. не была принята. После кратковременного пропадания метки самолета на индикаторе радиолокатора на запрос диспетчера в 22:03:16 экипаж доложил о занятии высоты 500 м. Диспетчер, наблюдая за меткой, дал указание: «Выполняйте правый разворот, берите курс 100°, доложите 400 м». В 22:03:44 экипаж доложил: «Занял 400 м, 100°». По показаниям диспетчера круга метка самолета после пересечения линии посадки начала удаляться влево. Диспетчер дважды дал команду «с курсом 110° на четвертый разворот, на 11-й км», однако экипаж на эти указания не реагировал и на дальнейшие вызовы не отвечал. Метка самолета пропала. Вскоре разрушенный самолет был обнаружен на территории танкодрома близ села Гореничи Киево-Святошинского района в 16 км западнее а/п Жуляны. Все находившиеся на борту пассажиры (23 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. По показаниям очевидцев самолет летел на низкой высоте с работающими двигателями со снижением и небольшим правым креном. После первоначального касания земли с убранными шасси и закрылками, с практически нулевым углом тангажа и небольшим правым креном с МК=32°, вертикальной скоростью снижения 3 м/с и приборной скоростью около 420 км/ч, частично разрушилась правая плоскость. Появился длинный язык пламени. Далее самолет перевернулся и взорвался при столкновении с землей. Катастрофа произошла в 22:05 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
25 |
25 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87579 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.05.1972 |
Заводской номер ВС |
9221122 |
Наработка ВС (часы) |
2368 |
Наработка ВС (циклы) |
2068 |
Силовая установка |
Н 5212024 Н5212027 Н 5212013 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Н-166 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Кировоградский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Хмельницкий |
Пункт назначения |
Киев (Жуляны) |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Смольное) |
Конечный пункт маршрута |
Кировоград |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что самолет и все его системы признаков отказов до столкновения с землей не имеют. При управлении движением самолета Як-40 диспетчер круга допустил отклонения в технологии работы – не дал эшелон перехода и не получил информацию от экипажа об установке высотомеров на давление аэродрома. В процессе снижения с эшелона до высоты круга экипажем не выполнен ряд важных, обязательных операций для подготовки к посадке:
а) не установлен соответствующий канал по системе СП-50;
б) не установлено давление аэродрома на командном приборе 2077;
в) не доложено о выбранной схеме захода на посадку;
г) не установлено давление аэродрома на высотомерах;
д) не выполнено указание диспетчера об уменьшении поступательной скорости полета, поданное дважды;
е) четвертый разворот начат с запозданием и только после напоминания диспетчера.
В крови членов экипажа и пассажиров обнаружен карбоксигемоглобин в следующих количествах: КВС – 18,1%, второй пилот – 15,6%, бортмеханик – 22,4%, бортпроводник – 18,4%, пассажиры – от 7 до 16%. Пробы взяты через 14 часов после гибели, но по заключению института судебной медицины это не могло существенно повлиять на результаты. Налет экипажа в этот день составил 4 часа, а рабочее время – 10 часов. Источник выделения повышенной концентрации угарного газа (СО) в самолете не установлен. Ранее подобных случаев на самолетах Як-40 не зафиксировано. По заключению экспертизы пожара на борту в воздухе не было. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вероятной причиной катастрофы может быть потеря работоспособности экипажа из-за воздействия угарного газа и других токсичных компонентов. Это привело к невыполнению ряда операций при снижении, в том числе неустановку барометрического давления аэродрома, чему также способствовала «накладка» при ведении связи диспетчера с экипажем. В результате произошло преждевременное снижение самолета и его столкновение с землей. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|