Экипаж в составе 3 человек выполнял транспортный полет, на борту ВС находилось 19 пассажиров (вахта нефтяников).
Вертолет выполнил два полета по маршруту с посадками на указанные в задании посадочные площадки. Третий полет выполнялся по маршруту: п.п. «Игол 0» – п.п.«Седельниково РТК».
От запуска двигателей до начала выполнения захода на посадку полет проходил без отклонений. Замечаний по работе систем вертолета у экипажа не было. При подлете к площадке экипаж получил информацию диспетчера о следующем впереди на п.п. «Седельниково РТК» вертолете RA-24516. Экипаж вертолета RA-24516 доложил о заходе на посадку на п.п. «Седельниково РТК» с МК=240°. За 2 минуты до подлета к площадке экипаж RA-22343 приступил к построению маршрута захода на посадку с посадочным курсом 310°. Из записи внутрикабинных переговоров следует, что экипаж принял решение заходить на посадку с попутно-боковым ветром слева.
При выполнении контрольной карты перед посадкой на площадку в условиях возможного образования снежного вихря КВС определил метод посадки: «посадка по-вертолетному в зоне…» и проинформировал экипаж: «ветер в юго-западном направлении до 3 м/с…».
Анализ содержания внутрикабинных переговоров экипажа показал, что подготовка к посадке не содержала ряда обязательных элементов, предусмотренных РЛЭ вертолета Ми-8. КВС не было обращено внимание экипажа на возможность образования снежного вихря, не был определен наземный ориентир для посадки, экипаж не был предупрежден о готовности к возможному переходу на пилотирование по приборам, не была выполнена проверка исправности авиагоризонтов и не был выполнен пролет над площадкой для ее осмотра.
КВС вывел вертолет на посадочную прямую на удалении от площадки 280 м на Нист=50 м и приборной скорости полета 70 км/ч. При выводе вертолета из разворота вертикальная скорость снижения составляла 2 м/с. Вывод вертолета на посадочную прямую КВС выполнил на минимальном удалении от посадочной площадки, чем ограничил себя во времени на корректировку глиссады захода на посадку.
В процессе дальнейшего снижения у КВС возникли сомнения в силе и направлении ветра, что следует из радиообмена внутрикабинных переговоров экипажа. При выполнении захода с попутно-боковым (слева) ветром КВС, определив, что пролетает площадку, взятием РЦШ на себя, увеличил угол тангажа до 10°. Вертолет прошел над площадкой на высоте Нист=25 м, с путевой скоростью 40 км/ч и вертикальной скоростью 2,5-3 м/с.
КВС, вместо исправления допущенной ошибки путем ухода на второй круг и выполнения корректировки курса захода на посадку с учетом направления ветра, принял решение произвести посадку.
После остановки вертолета и выполнения устойчивого висения над заснеженной грунтовой поверхностью на расстоянии примерно 130 м за площадкой, с посадочным курсом 310º, на высоте 3-5м КВС принял решение на выполнение перемещения на бетонную площадку, на которую выполнялся заход для выполнения посадки.
Из анализа переговоров по СПУ следует, что члены экипажа не выполнили работы, согласно технологии. КВС принял решение о выполнении доворота вправо и подлете на площадку для выполнения посадки, увеличил высоту висения до 8-10 м, развернул вертолет вправо на курс 90° и приступил к перемещению правым бортом к ветру со скоростью 2,5 м/с.
Наиболее вероятно, что на момент начала перемещения КВС не определил направление и силу ветра. Можно предположить, что, не наблюдая ветроуказатель и не зная направление ветра, КВС развернул вертолет в том же направлении, что и находившийся на стоянке вертолет RA-24516, совершивший посадку.
При перемещении правым бортом против ветра, из-за потери эффективности рулевого винта, началось неуправляемое левое вращение вертолета. В процессе неуправляемого левого вращения вертолет столкнулся правым колесом основной опоры шасси с земной поверхностью, при этом произошло соударение лопастей НВ с балкой. В результате от конструкции была отделена концевая балка с хвостовым редуктором и рулевым винтом.
После столкновения КВС резко перевел рычаг ОШ на максимальное значение, вертолет отделился от земли с набором высоты и, сделав еще один оборот, упал на правый борт.
В результате АП вертолет получил значительные повреждения, 9 пассажиров и один член экипажа получили травмы различной степени тяжести.
|