|
|
|
Авария Ми-8Т а/к Ямал в пос. Надежда, ЯНАО |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 25 ноября 2005 г.
Страна: Россия
Место происшествия: ЯНАО, пос. Находка, Тазовский район
Тип ВС: Ми-8Т
Регистрация ВС: RA-25605
Авиакомпания: Ямал
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию Тазовского рыбозавода. Кроме трех членов экипажа на борту вертолета находилось 10 пассажиров.
При посадке на подобранную с воздуха посадочную площадку в районе н.п. Находка посадочная масса вертолета составляла 10363 кг, центровка +136 мм, что не выходило за ограничения, установленные РЛЭ вертолета Ми-8Т.
При выполнении полетов 25.11.05 г., посадка на подобранную в районе н.п. Находка площадку выполнялась второй раз. Заход и посадка выполнялись на заснеженную, неравномерно промерзшую, болотистую пойму Тазовской губы, в стороне от места, где выполнялась первая посадка.
Экипаж вертолета с висения на высоте 20...28 метров произвел осмотр предполагаемого места посадки и продолжил снижение для высадки бортмеханика с целью определения прочности поверхности площадки.
При зависании над подобранной площадкой, не дождавшись высадки бортмеханика, командир вертолета в течение 12 секунд плавно уменьшил общий шаг несущего винта до 1,9...2,2°, что привело к приземлению вертолета с проваливанием колеса левой основной стойки шасси под лед.
Проваливание левой стойки привело к развитию левого крена, реагируя на который командир вертолета энергично (менее чем за 1 секунду) увеличил общий шаг несущего винта до 9,4° с одновременным перемещением правой педали вперед почти до упора. Ручка управления циклическим шагом была отклонена вперед и вправо. Несмотря на предпринятые действия, левый крен увеличился до -4°. Тангаж на кабрирование увеличился до 3° на кабрирование.
Энергичные и несоразмерные управляющие действия командира вертолета привели к уменьшению оборотов несущего винта, а разворот вертолета вправо - к большему зарыванию колеса левой стойки шасси под лед.
В нарушение требований п.4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8, при увеличении крена более чем на 3° командир вертолета продолжил предпринимать попытки восстановить пространственное положение вертолета. Согласно РЛЭ вертолета Ми-8, в возникшей ситуации командир ВС должен был плавно увеличить общий шаг несущего винта и, парируя тенденцию вертолета к смещению в сторону крена и развороту из-за возможной не координированной «дачи» правой педали, выполнить взлет.
Продолжая парировать левый крен, КВС отклонил ручку циклического шага до упора вправо и «от себя».
Ошибки, допущенные экипажем, привели к дальнейшему увеличению крена до 12°. Кренение вертолета влево было вызвано большим, чем требовалось для балансировки вертолета с нулевым креном, отклонением ручки управления, а также чрезмерной дачей правой педали. Как показали специальные исследования (см. приложение), дальнейшее увеличение крена вертолета более 12° было связано с превышением критического угла крена (11,5°) равновесного состояния вертолета, при отклоненном до упора вправо автомате перекоса.
Увеличение крена до 40°, которое экипаж вертолета уже не мог парировать, привело к касанию лопастей несущего винта о заснеженную поверхность, разбалансировке несущего винта и ударам лопастей по хвостовой балке. После разрушения хвостовой балки вертолет развернулся влево, при этом была подломлена передняя) стойка шасси.
В результате авиационного происшествия экипаж вертолета и пассажиры не пострадали. Вертолет получил значительные повреждения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
10 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-25605 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1991 |
Заводской номер ВС |
99150517 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Ямал |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- недостаточное взаимодействие командира и второго пилота вертолета, что привело к упущению контроля за параметрами висения перед посадкой;
- ошибочные действия командира вертолета, выразившиеся в преждевременном (до осмотра бортмехаником состояния и прочности поверхности в месте посадки) уменьшении шага несущего винта, что привело к проваливанию левой стойки вертолета под лед;
- невыполнение экипажем требований пункта 4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8, что в сочетании с энергичными и несоразмерными действиями (отклонение ручки циклического шага полностью вправо - «от себя» и нескоординированная дача правой педали на полный ход), привело к превышению допустимого угла крена и, как следствие, потере поперечной управляемости. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы по результатам математического моделирования махового движения
лопастей несущего винта и анализу причин авиационного происшествия
с вертолетом Ми-8Т RA 25605 авиакомпании "АТК Ямал":
1. На основании математического моделирования махового движения лопастей несущего винта, выполненного по параметрам, зарегистрированным БУР в авиационном происшествии с вертолетом Mи-8TRA 25605, установлено:
- управляющие действия летчика не могли, непосредственным образом, вызвать соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой.
- в процессе увеличения угла крена вертолета произошло касание концами лопастей несущего винта снежной поверхности площадки, которое в дальнейшем, в результате разбалансировки несущего винта, обусловило соударение лопастей с хвостовой балкой.
- по характеру изменения параметров движения на отклонения органов управления, вертолет был исправен до момента касания лопастями несущего винта снежной поверхности площадки, действовавшие на элементы конструкции вертолета силы и моменты не превышали эксплуатационных значений.
2. По результатам анализа материалов авиационного происшествия представляется, что развитие аварийной ситуации происходило в следующей последовательности:
- возникновение левого крена вертолета, из-за проваливания левого колеса шасси под лед;
- попытка восстановления вертикального положения вертолета, и допущенное при этом повторное увеличение угла крена вертолета;
- превышение допустимой величины угла крена, по условию возможности парирования предельным отклонением ручки управления;
- увеличение угла крена влево до значений более 40°, вызвавшее касание концами лопастей несущего винта снежной поверхности;
- соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой;
- разрушение подкосов подредукторной рамы и других элементов конструкции вертолета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|