29 октября 2005 года в 04час. 12 мин. (здесь и далее время UTC) при выполнении полета по срочному санитарному заданию по маршруту «Посадочная площадка геологов» (район Мыса Каменного) - Яптик-Сале - Сеяха - район Тамбея - район Дровяной - Сеяха - район Мыса Каменного, при заходе на посадку в условиях ограниченной видимости (туман, видимость 700м) произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-22682 ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал».
По результатам расследования установлено.
В 02 час. 00 мин. экипаж вертолета прибыл на «Посадочную площадку геологов» и по УКВ радиостанции получил у диспетчера АДП Мыса Каменного прогнозы погоды по району работ и фактическую погоду поселков Сеяха и Сабетта. При принятии решения на вылет метеоусловия соответствовали значениям для полетов по ПВП.
При передаче прогнозов по району работ диспетчер АДП не сообщил экипажу прогнозируемый ветер и температуру наружного воздуха по высотам, а КВС не потребовал их передачи. По этой причине процедура расчета штурманского бортжурнала была выполнена экипажем формально.
Решение на вылет в поселок Яптик-Сале было принято экипажем в 02 час. 03 мин. и передано диспетчеру АДП Мыса Каменного по УКВ радиостанции. В дальнейшем планировался полет по маршруту: Яптик-Сале - Сеяха.
Забрав из оленеводческого хозяйства фельдшера и больную, вертолет вылетел в поселок Сеяха.
В 03 час. 42 мин. 50 сек. диспетчер ВМДП Сеяха передал экипажу фактическую погоду за 03. час. 00 мин., в 03 час. 47 мин. - прогноз погоды с 04 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин.
В 03 час. 48 мин. 39 сек. диспетчер ВМДП заметил со своего рабочего места резкое ухудшение погоды. К этому моменту синоптические условия в районе посадочной площадки изменились. С образованием тумана резко ухудшилась горизонтальная и вертикальная видимость в районе захода вертолета на посадку и на самой посадочной площадке, создались условия для обледенения вертолета. Штормовую погоду (ниже значений, установленных для полетов по ОПВП) за 03 час. 50 мин. экипаж не получал.
Диспетчер ВМДП Сеяха не передал сведения о штормовой погоде Сеяхи за 03 час. 50 мин. и 04 час. 00 мин, КВС, не имея сведений об изменениях в фактической погоде (за 03 час. 50 мин. и 04 час. 00 мин.), не принял своевременно решения об уходе на запасной аэродром.
При ухудшении метеоусловий до значений ниже установленных для полета по ПВП и при переходе на полет по ОПВП, КВС не доложил об этом диспетчеру и не установил задатчик сигнализатора «Опасная высота» на отметку 40 м.
В 04 час. 03 мин. 08 сек. диспетчер сообщил экипажу фактическую погоду: видимость 1000м на 110 м, КВС не подтвердил диспетчеру ВМДП получение погоды Сеяхи за 04 час. 03 мин., доложил, что площадку не наблюдает, а через 23 сек. сообщил об уходе на второй круг.
Экипаж выполнил совмещенные первый и второй развороты, затем совмещенные третий и четвертый развороты для повторного захода на посадку.
Вертолет вышел на посадочный курс 309° на расстоянии около 1600 м от посадочной площадки, на высоте 100-120 м.
Снижаясь на предпосадочной прямой в условиях тумана с видимостью 700 м и белизны подстилающей поверхности на расстоянии от площадки более 1000 м, потеряв визуальный контакт с наземными ориентирами по курсу посадки, КВС не ушел на второй круг, а продолжал заход на посадку, В результате вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью земли и разрушился.
Все находившиеся на борту получили травмы различной степени тяжести
|