|
|
|
Катастрофа Як-40 Приволжского УГА в районе Нижневартовска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 января 1988 г.
Время: 18:50
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ХМАО, 1,9 км северо-восточнее а/п Нижневартовск
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: СССР-87549
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Приволжское УГА, Татарский ОАО, Бугульминский авиаотряд
Рейс: 29674
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 343 летного отряда выполнял рейс №29674. Взлет производился без остановки на исполнительном старте ночью в ПМУ с МК=26°. Через 1-2 секунды после отрыва на скорости 215-225 км/ч, на высоте 1-2 м и удалении от начала ВПП около 1 700 м МСРП-12-96 зарегистрировано плавное, в течение 2 секунд, уменьшение оборотов КВД двигателей №2 и 3 соответственно с 92-93% и 90-91% до 84-85% и 81-82%. Через 1 секунду после этого, в течение 1 секунды обороты КВД двигателя №1 плавно уменьшились с 92-93% до 89%. В дальнейшем, за 15-16 секунд обороты двигателей №1 и 3 уменьшились до 6-8%, что соответствовало режиму авторотации. Обороты двигателя № 2 плавно, в течение 4 секунд, уменьшились до 74% с последующим увеличением за 10 секунд до 94-95%, которые сохранялись в течение 2-3 секунд и в дальнейшем уменьшились до исходных 92-93%. Последующий полет происходил с одним работающим двигателем №2 с уменьшением высоты и скорости полета. Первое касание деревьев произошло на высоте 6 м. В 87 м от места остановки самолет столкнулся с землей в 5 м от края оврага законцовкой правой плоскости. Через 20 м самолет на удалении 1 880 м от конца ВПП и в 18 м правее ее оси столкнулся со склоном оврага с углом крена более 60°, затем с опорой ЛЭП и полностью разрушился. Самолет остановился в 112 м от места первого касания (60°58’30” СШ, 76°31’35” ВД). Разброс обломков 72х26 м. Полет продолжался 91-92 секунд. Катастрофа произошла в 16:50 мск (18:50 мест. вр.).
Разрушенный самолет обнаружен через 5 часов, в 21:50. При организации поисков РП и командир авиапредприятия недооценили по времени факты АП и одновременно возникшей неисправности ЛЭП между ДПРМ и БПРМ. Воздушный поиск результатов не дал из-за невозможности использования аварийных РТС в связи с гибелью экипажа и отсутствия на поисковых ВС средств ночного видения и поисковых фар. Наземный поиск был осложнен сильно пересеченной местностью и отсутствием специальных средств. 22 пассажира и 4 члена экипажа погибли, 5 пассажиров получили тяжелые ранения и обморожения конечностей (один из них на вторые сутки скончался в больнице).
Фактические погода за 16:50 по контрольному замеру – ветер 120° 4 м/с, порывы 6 м/с, видимость более 4 000 м, ясно, температура воздуха (-18)°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
27 |
23 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-87549 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.08.1975 |
Заводской номер ВС |
9531442 |
Наработка ВС (часы) |
13978 |
Наработка ВС (циклы) |
14766 |
Силовая установка |
Н5512104 Н5432091 Н5822081 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
29674 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Приволжское УГА, Татарский ОАО, Бугульминский авиаотряд |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Нижневартовск |
Пункт назначения |
Тюмень (Рощино) |
Начальный пункт маршрута |
Нижневартовск |
Конечный пункт маршрута |
Бугульма |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
С достаточной степенью достоверности установлено, что непосредственно в момент отрыва самолета, вероятно, бортмехаником РУД всех двигателей были переведены на уменьшение режима. В этот момент имелась возможность прекращения взлета и выполнения посадки в пределах летного поля, что могло уменьшить последствия АП или предотвратить его. Однако реализация такого решения превышала психофизические возможности членов экипажа и требовала 10-12 секунд времени.
После отрыва РУД всех двигателей были (предположительно, КВС) переведены на взлетный режим, при этом КВС мог не знать о выключенном состоянии крайних двигателей. На последующую оценку обстановки экипаж затратил 11-14 секунд. Самолет набрал максимальную высоту 35 м, дальнейший полет происходил со снижением с вертикальной скоростью 0,5-0,8 м/с и приборной скоростью около 200 км/ч, что могло бы обеспечить благополучную посадку вне аэродрома при лунной ночи и наличии пригодных площадок.
За 4,5 секунды до столкновения с землей в процессе ступенчатой уборки закрылков на недопустимо малой скорости самолет вышел на режим сваливания, которое сопровождалось креном вправо. Экипаж пытался парировать кренение элеронами, рулем направления и отдачей штурвала «от себя», но самолет столкнулся с землей.
Комиссия рассматривала версию, что уменьшение оборотов двигателей после вывода на взлетный режим произошло из-за попадания воздуха в топливную систему и возникновения воздушной пробки с последующим самовыключением двух двигателей или действиями экипажа по перемещению РУД при обнаружении признаков отказа двигателей. Однако, попадания воздуха в ТС и возникновения воздушной пробки проведенными исследованиями не выявлено.
Вторая вероятная причина перевода РУД на уменьшение режима – осознанное понимание бортмехаником (экипажем) невыхода всех трех двигателей на взлетный режим (примерно на 2%). Однако действия экипажа по перемещению РУД на уменьшение режима при отрыве противоречат профессиональной логике и технологии летной деятельности, а также не предусмотрены РЛЭ. Тем не менее, можно предположить, что при выполнении взлета методом роллинг-старта бортмеханик, занятый выполнений операций согласно технологии работы, определил невыход двигателей на взлетный режим только к моменту отрыва самолета, после чего была предпринята попытка прерванного взлета. В сочетании с зафиксированным МСРП-12-96 включением табло «стартер воздушный открыт» эта версия может казаться более достоверной.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является уменьшение тяги всех трех двигателей в процессе взлета непосредственно после отрыва от ВПП до значений менее потребных для режима горизонтального полета при взлетной конфигурации. Наиболее вероятно, что уменьшение тяги двигателей произошло из-за уборки РУД экипажем, после которой двигатели №1 и 3 выключились, а двигатель №2 после уменьшения оборотов до 74%, после переводов РУД во взлетное положение, вышел на взлетный режим.
Определить причины уборки РУД и выключения двигателей №1 и 3, ввиду недостаточности информации на МСРП-12-96, отсутствия на самолетах Як-40 бортовых магнитофонов и гибели экипажа, не представляется возможным.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|