Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-76ТД а/к ВАСО в а/п Анадырь
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 января 1997 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Анадырь
Тип ВС:  Ил-76ТД
Регистрация ВС:  RA-76834
Авиакомпания:  ВАСО
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортный полет по маршруту Анадырь -Москва (Раменское). На борту самолета также находились два авиатехника для технического обслуживания в транзитных аэропортах.
    Взлетный вес и центровка составляли соответственно 171 тонну и 26,5% САХ, что не выходило за установленные ограничения. Согласно сводно-загрузочной ведомости загрузка отсутствовала. Фактически на самолете находилось 16 пассажиров, не оформленных в установленном порядке, что стало возможным из-за нарушения экипажем требований РЛЭ и правил перевозки пассажиров, а также недостаточного контроля со стороны соответствующих служб аэропорта Анадырь.
    Предполетная подготовка экипажем была выполнена не в полном объеме. Метеоконсультацию получил только штурман, командир ВС и второй пилот в нарушение требований п.п. 3.6.8., 3.6.10. и 4.4.16. НПП ГА-85 при этом не присутствовали.
    КВС, не имея допуска к инструкторской работе, разрешил второму пилоту занять в кабине самолета место командира воздушного судна с целью выполнения полета, хотя второй пилот не проходил соответствующую подготовку. В нарушение требований п.п. 2.3.11 НПП ГА-85 данный полет КВС выполнял без свидетельства специалиста гражданской авиации, имея при себе только свидетельство летчика-испытателя.
    Командир ВС самоустранился от выполнения своих обязанностей по контролю за предполетной подготовкой и действиями членов экипажа. Перед взлетом контроль готовности согласно "Карты контрольных проверок" не выполнялся, в результате чего экипаж самолета не выпустил механизацию крыла во взлетное положение.
    Взлет выполнял второй пилот в условиях встречно-бокового ветра справа с порывами до 15 м/с. В процессе разбега самолет удерживался на оси ВПП отклонением руля направления до 10° и элеронов до 13°. На удалении 1350 м от начала разбега самолет начал уклоняться влево. На скорости 210 - 220 км/час у самолета появилась тенденция к увеличению угла тангажа. Это произошло из-за возникновения кабрирующего момента, созданного стабилизатором, установленным во взлетное положение, не сбалансированного невыпущенными закрылками. Самолет оторвался от ВПП на скорости 290 км/час с левым креном 3,5°, углом тангажа 13,5° и углом атаки 17,2°. Через секунду после отрыва, когда угол атаки составлял 19,6°, сработал речевой информатор "Угол атаки уменьшить!". Пилотирующий летчик, реагируя на это, энергично отдал штурвал от себя, но затем также энергично возвратил штурвал в исходное положение. Одновременно с этим экипаж старался парировать прогрессирующий левый крен до 13° путем отклонения элеронов на максимум их хода. Самолет, первоначально оставаясь управляемым по боковому каналу, вышел из левого крена, но затем начал валиться на правую плоскость из-за выхода на закритические углы атаки. Несмотря на дальнейшее отклонение штурвала от себя, происходило увеличение угла тангажа на кабрирование до 22°, угла атаки до 31° при скорости 285 км/час и высоте около 7м. Пролетев после отрыва 665 метров, самолет столкнулся с землей вначале правой плоскостью, а потом хвостовой частью фюзеляжа. В дальнейшем самолет продолжил свое движение по боковой полосе безопасности (около 500 м) на нижней части фюзеляжа, в процессе которого плоскостью был разрушен выносной наблюдательный пункт АМСГ. Воздушное судно остановилось на удалении 270 м от выходного торца левее оси ВПП 120 м, развернувшись вправо курсом 80° к полосе. Пожара на борту не было. В результате АП травмировано 4 члена экипажа, разрушены левая и правая консоли крыла, оборваны внешние двигатели, фюзеляж сильно деформирован и частично разрушен.
    Метеоусловия: ветер 50° гр. 10-15 м/сек, видимость 11 км. Снежный поземок, облачность разорванная 420 м, давление 766, коэффициент сцепления 0.45.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 0
Пассажиры 16 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-76ТД
Регистрационный номер (id) ВС RA-76834
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.04.1992
Заводской номер ВС 1023409319
Наработка ВС (часы) 3309
Наработка ВС (циклы) 1083
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ВАСО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Анадырь
Пункт назначения Москва (Жуковский)
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Москва (Жуковский)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Взлет выполнялся с убранной механизацией, на левом пилотском сидении находился второй пилот, КВС не допущен к инструкторской работе, карта контрольных проверок при подготовке к взлету не выполнялась.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие связано с многочисленными нарушениями со стороны экипажа и обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - невыполнение командиром ВС своих обязанностей при подготовке к полету и выполнении взлета;
    - нарушение экипажем требований РЛЭ самолета, выразившееся в невыполнении "Карты контрольных проверок" и приведшее к взлету с убранной механизацией крыла;
    - выполнение взлета вторым пилотом, находившимся на рабочем месте командира ВС и не имевшим навыков в пилотировании с левого пилотского сидения.
    Данное авиационное происшествие явилось следствием некачественной организации летной работы и слабой методической подготовки командно-руководящего состава АООТ "ВАСО". Об этом свидетельствуют неоднократные случаи приостановки действия свидетельства эксплуатанта АООТ "НАСО" начальником Регионального управления Центральных районов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.