Экипаж выполнял транспортный полет по маршруту Анадырь -Москва (Раменское). На борту самолета также находились два авиатехника для технического обслуживания в транзитных аэропортах.
Взлетный вес и центровка составляли соответственно 171 тонну и 26,5% САХ, что не выходило за установленные ограничения. Согласно сводно-загрузочной ведомости загрузка отсутствовала. Фактически на самолете находилось 16 пассажиров, не оформленных в установленном порядке, что стало возможным из-за нарушения экипажем требований РЛЭ и правил перевозки пассажиров, а также недостаточного контроля со стороны соответствующих служб аэропорта Анадырь.
Предполетная подготовка экипажем была выполнена не в полном объеме. Метеоконсультацию получил только штурман, командир ВС и второй пилот в нарушение требований п.п. 3.6.8., 3.6.10. и 4.4.16. НПП ГА-85 при этом не присутствовали.
КВС, не имея допуска к инструкторской работе, разрешил второму пилоту занять в кабине самолета место командира воздушного судна с целью выполнения полета, хотя второй пилот не проходил соответствующую подготовку. В нарушение требований п.п. 2.3.11 НПП ГА-85 данный полет КВС выполнял без свидетельства специалиста гражданской авиации, имея при себе только свидетельство летчика-испытателя.
Командир ВС самоустранился от выполнения своих обязанностей по контролю за предполетной подготовкой и действиями членов экипажа. Перед взлетом контроль готовности согласно "Карты контрольных проверок" не выполнялся, в результате чего экипаж самолета не выпустил механизацию крыла во взлетное положение.
Взлет выполнял второй пилот в условиях встречно-бокового ветра справа с порывами до 15 м/с. В процессе разбега самолет удерживался на оси ВПП отклонением руля направления до 10° и элеронов до 13°. На удалении 1350 м от начала разбега самолет начал уклоняться влево. На скорости 210 - 220 км/час у самолета появилась тенденция к увеличению угла тангажа. Это произошло из-за возникновения кабрирующего момента, созданного стабилизатором, установленным во взлетное положение, не сбалансированного невыпущенными закрылками. Самолет оторвался от ВПП на скорости 290 км/час с левым креном 3,5°, углом тангажа 13,5° и углом атаки 17,2°. Через секунду после отрыва, когда угол атаки составлял 19,6°, сработал речевой информатор "Угол атаки уменьшить!". Пилотирующий летчик, реагируя на это, энергично отдал штурвал от себя, но затем также энергично возвратил штурвал в исходное положение. Одновременно с этим экипаж старался парировать прогрессирующий левый крен до 13° путем отклонения элеронов на максимум их хода. Самолет, первоначально оставаясь управляемым по боковому каналу, вышел из левого крена, но затем начал валиться на правую плоскость из-за выхода на закритические углы атаки. Несмотря на дальнейшее отклонение штурвала от себя, происходило увеличение угла тангажа на кабрирование до 22°, угла атаки до 31° при скорости 285 км/час и высоте около 7м. Пролетев после отрыва 665 метров, самолет столкнулся с землей вначале правой плоскостью, а потом хвостовой частью фюзеляжа. В дальнейшем самолет продолжил свое движение по боковой полосе безопасности (около 500 м) на нижней части фюзеляжа, в процессе которого плоскостью был разрушен выносной наблюдательный пункт АМСГ. Воздушное судно остановилось на удалении 270 м от выходного торца левее оси ВПП 120 м, развернувшись вправо курсом 80° к полосе. Пожара на борту не было. В результате АП травмировано 4 члена экипажа, разрушены левая и правая консоли крыла, оборваны внешние двигатели, фюзеляж сильно деформирован и частично разрушен.
Метеоусловия: ветер 50° гр. 10-15 м/сек, видимость 11 км. Снежный поземок, облачность разорванная 420 м, давление 766, коэффициент сцепления 0.45.
|