Экипаж Ноябрьского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс" выполнял полеты по транспортировке груза на внешней подвеске по заявке экспедиции глубокого разведочного бурения ПО «Ноябрьскнефтегаз».
Взлет в а/п Ноябрьск произведен в 07:23 мск. Выполнив три полета с грузом на внешней подвеске по маршруту буровая Р-116 - оперативная точка Иту-Яха, экипаж прибыл в а/п Ноябрьск для дозаправки и обеда.
После обеда экипаж произвел взлет в 11:34 мск для продолжения перевозки грузов на внешней подвеске по тому же маршруту. Подготовку грузов к транспортировке и их подцепку на Р-116 осуществял стропальщик Корольков. Отцепку груза в Иту-Яхе осуществлял стропальщик Игонин, перелетавший на борту вертолета с Р-116.
Во второй половине дня экипаж выполнил два полета с грузами на внешней подвеске. Во втором полете связка из пяти труб была застроплена двумя тросами длиной 8,12 м с крюками на концах. Общая длина системы внешней подвески, состоявшей из удлинителя, паука и тросов заказчика, составляла 13,87 м.
Выпуск системы внешней подвески из вертолета на висении для подцепки груза, в нарушение п.5.1.2.4 РЛЭ вертолета Ми-8, осуществлял стропальщик Игонин по командам бортмеханика, в то время как выполнение этой операции согласно РЛЭ возложено на бортмеханика, а нормативные документы не предусматривают участие служебных пассажиров в проведении технологических операций по уборке-выпуску внешней подвески. Подготовку для работы с внешней подвеской стропальщик не проходил. Отцепка груза в Иту-яхе осуществлялась стропальщиком методом, не предусмотренным «Правилами подготовки стропов и грузов…» и РЛЭ Ми-8 - путем освобождения крюков тросов заказчика от груза. При этом, в нарушение «Правил…» на внешней подвеске оставались свободные грузовые стропы. После отцепки груза система внешней подвески через люк была втянута стропальщиком в грузовую кабину и уложена сзади от люка. После уборки внешней подвески бортмеханик прикрыл крышку люка, но замками в закрытом положении не зафиксировал. По показаниям стропальщика, крышка люка оставалась в открытом положении (РЛЭ требований о закрытии люка не содержит).
Взлет с оперативной точки Иту-Яха для перелета с целью взятия очередного груза с Р-116 произведен в 13:07 мск. Активное пилотирование осуществлял второй пилот под контролем КВС. Вследствие малого опыта работы и условий полета над малоориентирной местностью второй пилот на 8-й минуте полета допустил уклонение от линии маршрута вправо и вывел вертолет на законсервированную буровую Р-115, расположенную в 8 км восточное от предусмотренной заданием буровой Р-116. Не определив ошибку, экипаж приступил к выполнению левого разворота для выполнения посадочного маневра. На 13-й минуте полета, после определения ошибки, экипаж выполнил разворот на курс 260-270° для следования на заданную точку. Скорость полета возросла до 217 км/ч. Этот маневр был воспринят стропальщиком как заход на посадку, и он, без предупреждения экипажа, выбросил в люк внешнюю подвеску с грузовыми тросами общей длиной 13,87 м. На скорости полета более 200 км/ч это привело к попаданию строп в рулевой винт, его повреждению и возникновению тряски вертолета.
Определив тряску вертолета, экипаж принял решение о вынужденной посадке и в 13:22:41 сообщил по радиосвязи об аварийной посадке в районе буровой Р-116, а в 13:22:50 сообщение повторил и больше на связь не выходил.
Посадка производилась на равнинной заболоченной местности, поросшей редким лесом и кустарником. В 13:23 мск вертолет грубо приземлился с небольшим углом пикирования и правым креном в 3 км от Р-116 (63°23’СШ, 74°18’ВД, 53 км с А=292° от а/п Ноябрьск). В процессе развития аварийной ситуации на земле произошло разрушение лопастей несущего винта при его ударе о деревья, грунт и хвостовую балку. Ударами лопастей была также разрушена пилотская кабина и нанесены тяжелые телесные повреждения командиру вертолета и второму пилоту, от которых они скончались.
|