Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Азербайджанского УГА близ Баку
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 августа 1973 г.
Время:  18:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Азербайджанская ССР, близ Баку
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46435
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО
Рейс:  А-13
 


Описание
    В день происшествия экипаж выполнил рейсы Баку-Махачкала-Саратов и обратно. После возвращения в а/п Баку-Бина экипаж приступил к подготовке к выполнению рейсов Баку-Шевченко-Баку.
    Взлет с МК=335° произведен в 18:46 мск ночью в ПМУ. На борту находилось 60 пассажиров, в том числе 11 детей. Взлетный вес составлял 21 193 кг и превышал установленный на 193 кг. Центровка находилась в пределах 25,5-27,8% САХ. Через 5 сек. после отрыва на скорости 220 км/ч и на высоте около 10 м произошел отказ левого двигателя с автоматическим флюгированием воздушного винта. Через 34 сек. после отрыва на приборной скорости 230 км/ч и на высоте около 30 м экипажем произведена уборка закрылков. Через 40 сек. после отрыва на приборной скорости 227 км/ч и на высоте 40 м экипаж начал левый разворот с увеличением скольжения за счет уменьшения первоначального отклонения руля направления при практически постоянном отклонении элеронов. Дальнейший полет проходил при переменных углах скольжения. В процессе разворота самолет на высоте 90-100 м с потерей скорости до 200 км/ч вышел в район с превышением местности до 90 м относительно а/п Бина и задел левой ОЧК за трос-растяжку нефтяной вышки на высоте 15 м от основания. В этот момент самолет находился на МК=100-105°. ОЧК отделилась от самолета и упала по направлению полета на удалении 87 м от места столкновения с тросом. Дальнейший полет проходил с левым креном, резким скольжением и углом наклона траектории снижения 5° с МК=100°. На удалении 161 м от места столкновения с тросом самолет задел левой плоскостью за трубопровод из 8-ми дюймовых труб, проходящий по поверхности земли. Через 20 м от труб самолет левой плоскостью пропахал борозду по земле длиной 19 м, затем столкнулся с другим трубопроводом и на удалении 10 м от него ударился фюзеляжем о земляной бруствер сточной ямы для нефтеотходов. От удара самолет взмыл и перелетел над ямой. Пролетев 28 м, он столкнулся с нефтяной вышкой, которая в результате свалилась в направлении движения самолета. Удар о вышку произошел левым винтом и пилотской кабиной (вскользь). На удалении 65 м от вышки самолет в перевернутом положении с МК=340° упал на землю у старого шоссе Баку-аэропорт, оборвав при этом провода, полностью разрушился и сгорел. Первыми на месте катастрофы оказались пассажиры проезжавшего в этот момент по шоссе рейсового автобуса. В результате катастрофы 54 пассажира и 2 члена экипажа погибли. 6 пассажиров и 2 члена экипажа (КВС и бортмеханик) получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 18:51 на удалении 4 300 м от входного торца ВПП с МК=335° с азимутом 220°. Весь путь от места первого касания препятствия составил 301 м с азимутом 104°.
    Фактическая погода в момент происшествия в районе аэропорта была: ясно, видимость 10 км, ветер 360° 10-12 м/с, давление 758 мм рт.ст., температура воздуха +25°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 60 54
На земле   0
Всего погибших 56


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46435
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.05.1968
Заводской номер ВС 87304305
Наработка ВС (часы) 7374
Наработка ВС (циклы) 5502
Силовая установка Н 4422040 Н 4132071


Сведения о рейсе

Номер рейса А-13
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баку (Бина)
Пункт назначения Актау (Шевченко)
Начальный пункт маршрута Баку (Бина)
Конечный пункт маршрута Актау (Шевченко)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла по причине отказа левого двигателя через 5 секунд после отрыва и выполнения экипажем левого разворота на высоте ниже безопасной в сторону превышения местности с наличием препятствий (нефтяные вышки). В сложившейся аварийной обстановке выполнение набора безопасной высоты по прямой с магнитным курсом взлета выводило самолет в открытое море в ночных условиях, чего экипаж пытался избежать.
    Причиной отказа левого двигателя является разрушение турбины из-за обрыва рабочих лопаток первой ступени вследствие снижения механических свойств металла ввиду ранее имевшего место их перегрева до t=1100-1150°С.
    Однозначно истинную причину перегрева лопаток турбины и период, когда он произошел, установить не представляется возможным.
    Наиболее вероятными причинами могут быть:
    а) нарушение нормального процесса запуска двигателя из-за неисправностей системы запуска или аэродромных источников электроэнергии;
    б) неправильные действия запускающего двигатель в условиях отказа системы регулирования.
    Этим причинам способствует наличие конструктивных недостатков в системе запуска и предельной регулировки температуры газов (отсутствие автоматического устройства, выключающего двигатель в процессе запуска при забросе температуры газов выше допустимого; прекращение дальнейшего слива топлива агрегатом УРГ-24 выпуска до IV квартала 1969 г. при большом градиенте нарастания температуры газов и инерционность системы измерения температуры газов при ее резком возрастании).
    Перегрев лопаток турбины своевременно не был обнаружен, так как существующие в эксплуатации объективные методы контроля (визуальный осмотр лопаток турбины, опробывание двигателя перед взлетом, анализ записей самописца МСРП-12) и отсутствие в конструкции указателя, свидетельствующего (после остановки двигателя) о превышении максимально допустимой температуры газов при запуске и работе двигателя, не позволяют выявить перегрев.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.