|
|
|
Катастрофа Ан-24Б Азербайджанского УГА близ Баку |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 августа 1973 г.
Время: 18:51
Страна: СССР
Место происшествия: Азербайджанская ССР, близ Баку
Тип ВС: Ан-24Б
Регистрация ВС: CCCP-46435
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО
Рейс: А-13
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж выполнил рейсы Баку-Махачкала-Саратов и обратно. После возвращения в а/п Баку-Бина экипаж приступил к подготовке к выполнению рейсов Баку-Шевченко-Баку.
Взлет с МК=335° произведен в 18:46 мск ночью в ПМУ. На борту находилось 60 пассажиров, в том числе 11 детей. Взлетный вес составлял 21 193 кг и превышал установленный на 193 кг. Центровка находилась в пределах 25,5-27,8% САХ. Через 5 сек. после отрыва на скорости 220 км/ч и на высоте около 10 м произошел отказ левого двигателя с автоматическим флюгированием воздушного винта. Через 34 сек. после отрыва на приборной скорости 230 км/ч и на высоте около 30 м экипажем произведена уборка закрылков. Через 40 сек. после отрыва на приборной скорости 227 км/ч и на высоте 40 м экипаж начал левый разворот с увеличением скольжения за счет уменьшения первоначального отклонения руля направления при практически постоянном отклонении элеронов. Дальнейший полет проходил при переменных углах скольжения. В процессе разворота самолет на высоте 90-100 м с потерей скорости до 200 км/ч вышел в район с превышением местности до 90 м относительно а/п Бина и задел левой ОЧК за трос-растяжку нефтяной вышки на высоте 15 м от основания. В этот момент самолет находился на МК=100-105°. ОЧК отделилась от самолета и упала по направлению полета на удалении 87 м от места столкновения с тросом. Дальнейший полет проходил с левым креном, резким скольжением и углом наклона траектории снижения 5° с МК=100°. На удалении 161 м от места столкновения с тросом самолет задел левой плоскостью за трубопровод из 8-ми дюймовых труб, проходящий по поверхности земли. Через 20 м от труб самолет левой плоскостью пропахал борозду по земле длиной 19 м, затем столкнулся с другим трубопроводом и на удалении 10 м от него ударился фюзеляжем о земляной бруствер сточной ямы для нефтеотходов. От удара самолет взмыл и перелетел над ямой. Пролетев 28 м, он столкнулся с нефтяной вышкой, которая в результате свалилась в направлении движения самолета. Удар о вышку произошел левым винтом и пилотской кабиной (вскользь). На удалении 65 м от вышки самолет в перевернутом положении с МК=340° упал на землю у старого шоссе Баку-аэропорт, оборвав при этом провода, полностью разрушился и сгорел. Первыми на месте катастрофы оказались пассажиры проезжавшего в этот момент по шоссе рейсового автобуса. В результате катастрофы 54 пассажира и 2 члена экипажа погибли. 6 пассажиров и 2 члена экипажа (КВС и бортмеханик) получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 18:51 на удалении 4 300 м от входного торца ВПП с МК=335° с азимутом 220°. Весь путь от места первого касания препятствия составил 301 м с азимутом 104°.
Фактическая погода в момент происшествия в районе аэропорта была: ясно, видимость 10 км, ветер 360° 10-12 м/с, давление 758 мм рт.ст., температура воздуха +25°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
2 |
Пассажиры |
60 |
54 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46435 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
15.05.1968 |
Заводской номер ВС |
87304305 |
Наработка ВС (часы) |
7374 |
Наработка ВС (циклы) |
5502 |
Силовая установка |
Н 4422040 Н 4132071 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
А-13 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Баку (Бина) |
Пункт назначения |
Актау (Шевченко) |
Начальный пункт маршрута |
Баку (Бина) |
Конечный пункт маршрута |
Актау (Шевченко) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа произошла по причине отказа левого двигателя через 5 секунд после отрыва и выполнения экипажем левого разворота на высоте ниже безопасной в сторону превышения местности с наличием препятствий (нефтяные вышки). В сложившейся аварийной обстановке выполнение набора безопасной высоты по прямой с магнитным курсом взлета выводило самолет в открытое море в ночных условиях, чего экипаж пытался избежать.
Причиной отказа левого двигателя является разрушение турбины из-за обрыва рабочих лопаток первой ступени вследствие снижения механических свойств металла ввиду ранее имевшего место их перегрева до t=1100-1150°С.
Однозначно истинную причину перегрева лопаток турбины и период, когда он произошел, установить не представляется возможным.
Наиболее вероятными причинами могут быть:
а) нарушение нормального процесса запуска двигателя из-за неисправностей системы запуска или аэродромных источников электроэнергии;
б) неправильные действия запускающего двигатель в условиях отказа системы регулирования.
Этим причинам способствует наличие конструктивных недостатков в системе запуска и предельной регулировки температуры газов (отсутствие автоматического устройства, выключающего двигатель в процессе запуска при забросе температуры газов выше допустимого; прекращение дальнейшего слива топлива агрегатом УРГ-24 выпуска до IV квартала 1969 г. при большом градиенте нарастания температуры газов и инерционность системы измерения температуры газов при ее резком возрастании).
Перегрев лопаток турбины своевременно не был обнаружен, так как существующие в эксплуатации объективные методы контроля (визуальный осмотр лопаток турбины, опробывание двигателя перед взлетом, анализ записей самописца МСРП-12) и отсутствие в конструкции указателя, свидетельствующего (после остановки двигателя) о превышении максимально допустимой температуры газов при запуске и работе двигателя, не позволяют выявить перегрев. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|