Экипаж 2-го Куйбышевского ОАО авиаконцерна «Аэроволга» выполнял аэровизуальные полеты с целью осмотра трассы нефтепровода, согласно заявки Казанского районного нефтепроводного управления. Первый полет производился с 08:13 по 12:47 мск по маршруту Казань - Песчаные Ковали - Лазарево - Казань.
Второй полет производился по маршруту Казань - Песчаные Ковали - район реки Свияги - Студенец - Казань. Взлет в а/п Казань произведен в 13:40 мск. На борту находился представитель заказчика (бортоператор). Взлетная масса и центровка не выходили за пределы, установленные РЛЭ вертолета Ми-8.
В процессе полета, в 14:26, представителем заказчика в непосредственной близости от охраняемого нефтепровода был обнаружен работающий экскаватор, выполнявший землеройные работы.
По просьбе заказчика КВС принял решение произвести посадку на подобранную с воздуха площадку - на кромку нескошенного пшеничного поля, расположенного на удалении 20 м от экскаватора. Выполнив с курса, без снижения, разворот на 270°, КВС после прохода над местом работ на высоте 50 м выполнил левый стандартный разворот и вывел вертолет на посадочный курс 150° на высоте 100 м, на скорости 160 км/ч и удалении 1000 м от площадки. Ветер был встречный, 3-5 м/с. Выбранное место приземления слева в 15 м ограничено шоссе с насыпью высотой 3 м. На удалении 90 м (по заходу) расположена ЛЭП высотой 10 м. Площадка имеет уклон по курсу 6,5% (3,5°) и справа-налево 11,4% (7°), что не соответствует установленным РЛЭ ограничениям (не более 3°). Понижение местности в значительной степени скрадывалось высокой растительностью в нижней части площадки.
До ЛЭП вертолет снижался по прямой с уменьшением скорости со 160 км/ч до 60 км/ч, с вертикальной скоростью 1,5-2 м/с. После пересечения ЛЭП на высоте 20-30 м наклон глиссады увеличился, оставаясь в установленных РЛЭ пределах. В соответствии с РЛЭ экипаж должен был выполнить посадку без влияния «воздушной подушки» и прекратить снижение на высоте более 10 м, однако КВС продолжил снижение по глиссаде. Чтобы обеспечить снижение по заданной траектории, КВС при шаге несущего винта 5,4° создал угол тангажа до 7,5°. При этом обороты несущего винта уменьшились до 91%. Получив об этом предупреждение бортмеханика, КВС увеличил шаг до 6° и уменьшил угол тангажа до 2°. Обороты несущего винта восстановились до 95%, но одновременно возросла вертикальная скорость снижения. Экипаж определил это как «посадку» и для снижения вертикальной скорости КВС по мере подхода к земле увеличивал общий шаг несущего винта двойными движениями рычага общего шага несущего винта с интервалом 0,5-1,5 сек., сохраняя угол тангажа 5-7°. Чтобы не терять из поля зрения экскаватор, КВС довернул влево на 20-25° со скольжением вправо 3-5°. Вертолет на высоте 1-1,5 м, продолжая снижение, медленно смещался вперед и вправо в сторону понижения встречного уклона. Угол тангажа не превышал максимального значения, что не вызывало у экипажа опасения касания рулевым винтом земли. Для остановки вертолета в момент касания шасси (или непосредственно перед ним) КВС отклонил ручку на себя, что привело к опусканию хвостовой балки, касанию хвостовой опоры и затем рулевого винта о землю. Левый подкос хвостовой опоры сломался и сложился влево. В результате разрушения рулевого винта вертолет получил быстроразвивающееся вращение влево с одновременным кренением вправо. После разворота на 90-100° несущий винт коснулся лопастями земли. Хвостовой редуктор отделился от вертолета. Уклон местности предотвратил опрокидывание вертолета. Дальнейшее вращение происходило вокруг правой опоры шасси. За 60-70° до полной остановки вертолета произошло разрушение передней опоры шасси. Обломки лопастей несущего винта разрушили остекление пилотской кабины. Не зафиксированный ремнями бортмеханик был сброшен со своего рабочего места. Бортоператор, покинув вертолет после остановки, получил серьезные травмы обломками лопастей вращающегося несущего винта, когда пытался вытащить снаружи из кабины получившего черепно-мозговую травму бортмеханика. КВС получил травмы средней тяжести, второй пилот - легкие травмы. Бортмеханик от полученных травм скончался на месте АП.
Катастрофа произошла в районе н.п. Ключи Апастовского района Татарстана (55°21’СШ, 48°29’ВД).
|