 |
 |
 |
Катастрофа Як-40 Казахского УГА близ аэропорта Семипалатинска |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 28 февраля 1973 г.
Время: 18:59
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, близ а/п Семипалатинск
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87602
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
Рейс: Х-167
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 256 летного отряда произвел взлет в 18:58 местного времени (спустя 1 минуту после наступления темноты) при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов, средняя, снег, дымка, видимость 5 км, ветер 290° 5 м/с. После взлета и набора высоты до 100 м самолет перешел в снижение, столкнулся с землей на удалении 3 057 м от точки старта (1 457 м от конца ВПП) и левее 53 м продолжения оси ВПП и разрушился. Все пассажиры (27 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. Среди пассажиров находилась баскетбольная команда девушек Кзыл-Ординской области (11 игроков, тренер и судья). Столкновение с землей на заснеженном поле произошло плашмя, без крена, с небольшим углом тангажа, с большими поступательной и вертикальной скоростями, в 18:59. Шасси и закрылки были в убранном положении. После первого удара самолет отделился. Второе столкновение с землей произошло в 50 м от первого. Разброс обломков составил 220х53 м. По показаниям диспетчера СДП на высоте 70-80 м появилась вспышка пламени значительных размеров, после чего самолет упал. Свидетели на земле утверждали, что от самолета вниз падали какие-то огоньки. Докладов от экипажа не было. После столкновения с землей самолет взорвался. Признаков отказов материальной части в полете, однозначно могущих привести к ЛП, не установлено. Стабилизатор при столкновении с землей был отклонен на +1-+1,2° (на пикирование). В стекле фонаря левого пилота обнаружено отверстие. Рассматривалась версия поражения самолета огнем с земли, но, по заключению экспертизы отверстие не было огнестрельным и не образовано пулей или артиллерийским снарядом. Следов взрывчатых веществ ни на стекле, ни в кабине пилотов, ни на одежде пилотов не обнаружено. Отверстие образовано ударом круглого предмета при разрушении самолета после удара об землю. По заключению технической группы пожара и взрыва на борту в полете не было.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
29 |
29 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87602 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.04.1971 |
Заводской номер ВС |
9120118 |
Наработка ВС (часы) |
1798 |
Наработка ВС (циклы) |
1814 |
Силовая установка |
Н 5112091 Н 5021041 Н 5041078 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Х-167 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Семипалатинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Семипалатинск |
Пункт назначения |
Караганда |
Начальный пункт маршрута |
Семипалатинск |
Конечный пункт маршрута |
Караганда |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Истинную причину ЛП определить не представляется возможным из-за отсутствия объективных данных о режимах и траектории полета самолета от взлета до падения.
Предположительными причинами могли быть:
1) Самопроизвольное отклонение стабилизатора на пикирование на наиболее сложном участке набора высоты, связанном с дефицитом времени у экипажа (уборка шасси и закрылков, фар и т.п.), что могло привести к несвоевременному распознанию летчиком появившегося дефекта и, как следствие, запоздалому вмешательству в управление для парирования возникающих моментов.
2) Нарушение психофизических функций летчиков, повлекшее за собой существенные отклонения от нормального процесса пилотирования. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|