Экипаж 3 летного отряда Уфимского ОАО прибыл в аэропорт Краснодар (Энем) из Стерлитамака 4 мая. На 5 мая планировался заказной полет по маршруту Краснодар - Волгоград - Уральск - Стерлитамак по доставке пакетов пчелосмесей. Представители заказчика (колхоз «Стерля» Стерлитамакского района Башкирской АССР), прибывшие в а/п Энем ранее, организовали вывозку груза, приобретенного в обществе пчеловодов-любителей г. Белореченска, и доставили к самолету 150 ящиков пчелопакетов. В нарушение инструкции МГА №66/И-86 г., силами заказчика не было организовано взвешивание груза. Начальнику аэропорта не был представлен список пассажиров и справка о массе багажа и груза и его свойствах для составления сопроводительной ведомости.
5 мая, прибыв к самолету, КВС дал команду на его загрузку, не имея сопроводительной ведомости. Масса груза определялась со слов одного из представителей заказчика, который заявил, что в колхозе выборочно взвесили 10 ящиков и их вес составил 50 кг. На вид все ящики были одинаковые. Исходя из этого, КВС посчитал, что один ящик весит 5 кг, и рассчитал взлетный вес равным 5 250 кг и центровку 30,2% САХ, что не выходило за установленные пределы. В процессе загрузки выяснилось, что часть пакетов (12 штук) не входит в грузовой отсек по объему. Исходя из мнения, что вес 12 ящиков по 5 кг составляет 60 кг, задняя центровка увеличится на 2,5% САХ и составит 33% САХ, не выходя за пределы допустимой, КВС дал указание разместить эти ящики за 15-м шпангоутом, что запрещено РЛЭ Ан-2. Фактически средний вес одного пакета составлял 9,5 кг. При загрузке предельно допустимая масса была превышена на 831 кг и составила 6081 кг, а центровка оказалась равной 40,8% САХ, что значительно превышало предельно заднюю. В нарушение инструкции МГА №66/И-86 г. двум служебным пассажирам заказчика командиром ВС не были предоставлены места, оборудованные привязными ремнями.
Взлет производился в 11:25 с МК=35°. После отрыва, из-за центровки, значительно превышающей предельно заднюю, самолет на высоте около 1,5 м начал терять скорость и перешел на кабрирование, которое не удалось предотвратить полной отдачей штурвала от себя. КВС для прекращения взлета уменьшил режим работы двигателя. Самолет коснулся грунта за пределами ВПП и КПБ, в 110 м от торца ВПП. В этот момент экипаж увидел по курсу перед собой бруствер канала и колючую изгородь аэропорта (в 340 м от торца ВПП). С целью избежать лобового удара КВС увеличил режим работы двигателя до взлетного. Пробежав по грунту 11 м, самолет вновь отделился и, резко кабрируя, потерял скорость. Перелетев бруствер канала высотой 1,2 м и канал шириной 6 м, не реагируя на отклонения штурвала, самолет свалился с высоты около 5 м и столкнулся с землей на незасеянном рисовом чеке в 40 м от берега канала (420 м от торца ВПП). Удар произошел с небольшим левым креном и отрицательным углом тангажа. При ударе фюзеляж самолета деформировался с 1 по 16 шпангоут. КВС получил ушибы, второй пилот и оба пассажира - телесные повреждения. Один из пассажиров (пчеловод колхоза «Стерля») впоследствии скончался в больнице. Пассажиры и частично члены экипажа получили дополнительные телесные повреждения от укусов пчел (46 ящиков разбиты и 20 повреждены).
|