Экипаж 2-го Свердловского ОАО выполнял аэровизуальный полет с а/д Курган по обслуживанию Петропавловского районного управления магистральных продуктопроводов. Вылет из а/п Курган задержался на 1 час 30 минут по метеоусловиям Кургана и району полетов. С 7 до 8 часов по району работ ожидались дымка, видимость 1000 м, облачность 10 баллов разорванно-слоистая высотой 100 м.
В 08:12 мск командир вертолета, получив прогноз погоды, соответствующий своему личному минимуму и характеру выполняемого задания (видимость 300 м, дымка, облачность 5 баллов слоисто-кучевая, разорванно-слоистая высотой 200 м), принял решение на вылет. Бортмеханик не имел права участвовать в полете, поскольку не прошел медосмотр, тем не менее, КВС не отстранил его от выполнения полета.
Взлет в а/п Курган произведен в 08:33. Экипаж направился на посадочную площадку Колесниково с целью взятия на борт служебных пассажиров. Полет проходил на высоте 100 м без отклонений. Посадка на пл. Колесниково произведена в 08:46. Взяв на борт двух служебных пассажиров, экипаж в 08:52 произвел взлет в н.п. Лебяжье по трассе продуктопровода. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные нормы.
Полет до н.п. Варгаши проходил с осмотром продуктопровода на высоте 50-70 м по радиовысотомеру. Зная, что в районе компрессорной станции Варгаши трассу продуктопровода пересекает ЛЭП с высотой опор 35-40 м, КВС перевел вертолет в набор высоты. На высоте около 100 м вертолет попал в полосу приподнятого тумана, переходящего в слоистую облачность. Не имея достаточного опыта полетов по приборам, командир вертолета проявил растерянность, на пилотирование по приборам не перешел и к набору расчетной безопасной высоты не приступил. Пилотирование вертолета осуществлялось визуально, с периодическим контролем его положения по приборам. При этом основное внимание пилот уделял установке визуального контакта с землей, для чего открыл левый сдвижной блистер. По показаниям бортмеханика, управление вертолетом производилось хаотично, не координировано. Вертолет не был сбалансирован ни по крену, ни по высоте полета, в результате чего в процессе разворота были потеряны скорость и высота.
После разворота на 180°, на высоте 40-50 м вертолет с поступательной скоростью 40 км/ч вышел из облачности, КВС установил визуальный контакт с земными ориентирами, стабилизировал вертолет в продольном и поперечном положении, но из-за наличия большой вертикальной скорости (до 5 м/с) и незначительной поступательной скорости вертолет продолжал снижаться на деревья высотой до 20-25 м. Для уменьшения вертикальной скорости снижения КВС резко взял «шаг-газ» вверх до упора, но это не предотвратило столкновения вертолета с деревьями, при котором произошло разрушение лопастей несущего и хвостового винтов. В момент столкновения с деревьями поступательная скорость была незначительной, вертикальная скорость снижения была 3 м/с. Вертолет упал на землю в лесу на носовую часть фюзеляжа, без перемещения по земле, и остановился под углом 45° к горизонту, с левым креном 15°. Кабина экипажа разрушилась. КВС при этом погиб. Бортмеханик и оба пассажира невредимы.
Катастрофа произошла в 09:05 мск в 3 км юго-восточнее н.п Варгаши (36 км восточнее а/п Курган, 55°19’СШ, 65°51’ВД).
Бортмеханик, пытаясь скрыть свое участие в полете, закопал в снег бортовой журнал и покинул место происшествия, склоняя к этому также и пассажиров.
Прогноз погоды, составленный инженером-синоптиком АМСГ а/п Курган, не оправдался. Вместо прогнозируемой облачности 5 баллов высотой 200 м фактически была облачность 10 баллов высотой 100 м.
|