|
|
|
Катастрофа Ту-154 ЦУМВС в аэропорту Праги |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 февраля 1973 г.
Время: 10:07
Страна: Чехословакия
Место происшествия: а/п Прага
Тип ВС: Ту-154
Регистрация ВС: CCCP-85023
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 207 летного отряда выполнял пассажирский рейс Москва - Прага. Взлет в а/п Шереметьево произведен в 06:50 по Гринвичу. Полет над территорией СССР проходил на эшелоне 10 000 м. Над территорией ПНР эшелон полета был увеличен до 10 650 м, затем, после пролета Варшавы он последовательно снижался до 9 400 м, до 8 850 м и до 7 200 м. Экипаж прошел государственную границу с ЧССР, в 08:54 доложил пролет ОПРС Фрыдлант на эшелоне 7 200 м и получил разрешение на снижение до 6 700 м. Установив связь со службой движения а/п Рузине, экипаж получил указание снижаться до 2 450 м курсом на ОПРС Роднице. Пролет ОПРС Роднице на заданном эшелоне экипаж доложил в 09:00, после чего получил указание переходить на связь с диспетчером подхода, который дал разрешение на подход и заход на посадку по курсоглиссадной системе на ВПП 25. В 09:06 по запросу экипажа ему был дан коэффициент сцепления на ВПП и разрешение на посадку. Экипаж подтвердил. Это была последняя связь с бортом. До пролета БПРМ Либоц снижение проходило строго по глиссаде. После пролета БПРМ самолет перешел в самопроизвольное снижение ниже глиссады с увеличением вертикальной скорости, со средним углом наклона траектории по отношению к глиссаде 4,62°. Пролетев над 4-х полосным шоссе, проходящим перпендикулярно курсу посадки, самолет в нескольких десятках метров от шоссе в 09:07 (10:07 местного времени) столкнулся с землей с недолетом 467 м до торца ВПП 25. Первое касание земли произошло носовым колесом, затем правой опорой основных шасси. После их разрушения, на удалении 320 м от торца ВПП, последовал удар передней частью фюзеляжа и правой плоскостью. Произошло отделение правой плоскости крыла (найдена на удалении 257 м от торца ВПП) с возгоранием вытекающего из разрушенных баков топлива. Продолжавший движение вперед фюзеляж начал переворачиваться на правый борт. При этом хвостовое оперение и правый двигатель отделились. Фюзеляж в перевернутом положении остановился в 50 м от торца ВПП и в 75 м правее ее оси и был быстро охвачен пожаром. Пожарные расчеты прибыли на место катастрофы в 09:09 и к 09:20 локализовали возгорание, уничтожившее к этому времени значительную часть фюзеляжа, в первую очередь, хвостовую и среднюю. 4 бортпроводника и 62 пассажира погибли (37 граждан СССР, 17 – ЧССР, 5 –Кубы и по одному Польши, Румынии и ГДР). 3 члена экипажа и 15 пассажиров получили тяжелые ранения, остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Фактическая погода на момент происшествия была следующей: видимость 5 км, кратковременные снегопады, ветер 260° 6-8 м/с, температура воздуха 0°С.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
13 |
4 |
Пассажиры |
87 |
62 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-85023 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
сентябрь 1972 г. |
Заводской номер ВС |
72А023 |
Наработка ВС (часы) |
459 |
Наработка ВС (циклы) |
261 |
Силовая установка |
А-8214044 А-8214038 А-8214046 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ЦУМВС, Шереметьевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Шереметьево) |
Пункт назначения |
Прага |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
Конечный пункт маршрута |
Прага |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: Комиссия пришла к заключению, что такие факторы как:
1) предполетная подготовка экипажа и самолета;
2) квалификация и состояние здоровья экипажа;
3) техническое состояние самолета, полетный вес, центровка и качество топлива;
4) метеорологические условия;
5) техническое состояние радионавигационных средств аэропорта и работа службы движения;
6) внешнее воздействие на самолет или экипаж;
– могут быть полностью отвергнуты.
Атмосферная турбулентность на заключительном этапе захода на посадку могла оказать влияние на исход полета. |
Выявленные при расследовании недостатки |
В процессе расследования выявлены также серьезные недостатки в организации подготовки к данному полету, а именно:
- командир летного отряда и исполняющий обязанности командира АЭ в нарушение требования приказа МГА №275-70 г. накануне полета произвели необоснованную замену двух членов экипажа (штурмана и бортинженера);
- в нарушение п. 4.1.12 НПП ГА-71 в задание на данный полет были включены два проверяющих и один стажер.
Включение большого количества проверяющих усложнило работу экипажа в целом и привело к нарушению технологии работы экипажа при заходе на посадку.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилась ошибка, допущенная командиром корабля, выразившаяся в перекладке на малой высоте стабилизатора из посадочного положения в полетное.
Конструкция переключателя управления стабилизатором не исключает возможности такой ошибки.
Ошибочным действиям по управлению стабилизатором способствовал дефицит времени, возникший в результате допущенных командиром корабля отступлений от требований Руководства по летной эксплуатации в части своевременного обеспечения посадочной конфигурации самолета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|