|
|
|
Взрыв на борту и катастрофа Ту-104А Восточно-Сибирского УГА в районе Читы |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 мая 1973 г.
Время: 09:38
Страна: СССР
Место происшествия: Читинская область, 97 км западнее а/п Чита
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: СССР-42379
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Рейс: 109
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет 201 летного отряда, выполнявший рейс №109 Москва – Чита, произвел взлет в а/п Домодедово в 18:12 17 мая и после посадок в Челябинске и Новосибирске прибыл в а/п Иркутск, где произошла смена экипажа. Новый экипаж произвел взлет в 03:02 мск 18 мая с МК=296° и в 03:15 доложил занятие эшелона 9 000 м. На борту находились 68 взрослых пассажиров и 4 ребенка. В 03:20 экипаж установил связь с диспетчером РДП а/п Чита, который после доклада экипажа о выходе в расчетную точку снижения разрешил в 03:32 снижение до 3 900 м. В 03:36 после трех коротких включений бортового радиопередатчика экипаж вызвал диспетчера РДП. Диспетчер ответил, одновременно сообщив место (135 км, на трассе). В ответ КВС сообщил: «С кабины поступило требование изменить курс, подчиниться указанию, то есть сигнал об опасности включил бортмеханик и сказал «сейчас пройдут в кабину и словом скажут, куда лететь». Диспетчер подтвердил получение сообщения. В 03:36:30 экипаж передал, что пока прекратил снижение и занял эшелон 6 500 м. Через 45 секунд диспетчер запросил экипаж о высоте полета. Экипаж ответил: «Следую на 6 600 метров, на 6 600 без снижения». В 03:38 с борта поступил сигнал опасности (кодовая передача). После девятого тире этой передачи сигнал опасности прервался. Через 20 секунд диспетчер передал экипажу место самолета – удаление 100 км, азимут 270° и запросил высоту. Сразу после этого диспетчер обнаружил исчезновение движущейся отметки на индикаторе радиолокатора. На дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.
В 04:55 экипаж вертолета Ми-8 обнаружил остатки самолета в тайге. Самолет обнаружен строго по трассе в 97 км западнее а/п Чита разбросанным по направлению полета на участке протяженностью 10 км. Разрушенная кабина пилотов находилась севернее высоты 1 377 м (г. Хундунай) в районе речки Арша. В 1 200 м западнее нее с азимутом 286° через реку Арша находилась нижняя часть фюзеляжа с двигателями. В 1 800 м к северо-западу от нижней части фюзеляжа находилась хвостовая часть фюзеляжа с оперением. В 4 500 м юго-восточнее кабины пилотов были найдены шасси и обе плоскости.
Погода в районе происшествия за 03:30 была: облачность 7 баллов верхняя, средняя 4 балла, слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость более 10 км, ветер у земли 0-3 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
9 |
Пассажиры |
72 |
72 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
незаконное вмешательство в деятельность авиации |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-42379 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.04.1958 |
Заводской номер ВС |
8350403 |
Наработка ВС (часы) |
19329 |
Наработка ВС (циклы) |
8841 |
Силовая установка |
А5022007 А5210230 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
109 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Иркутск |
Пункт назначения |
Чита |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
Конечный пункт маршрута |
Чита |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Пять очевидцев слышали звук взрыва в воздухе в период с 09:35 по 09:45 (местного времени), видели падающие части самолета и падающих людей в воздухе. На экране радиолокатора на месте отметки самолета образовалось характерное для взрыва «облако», как при поражении воздушных мишеней на полигоне.
Комиссия установила, что в воздухе самолет разрушился, разделившись на следующие части: крыло (центроплан с подкессонной частью фюзеляжа) и СЧК с ОЧК, носовую часть фюзеляжа до 15 шпангоута, хвостовую часть от 65 шпангоута, нижнюю часть фюзеляжа от 32 до 47 шпангоута с двигателями и мотогондолами, и среднюю часть фюзеляжа от 15 до 65 шпангоута, которая была разрушена на большое количество кусков с максимальным размером 3,5х2м. Разрушение фюзеляжа произошло в результате резкого местного повышения давления в герметичной кабине фюзеляжа, значительно превышающего расчетные величины, приведшие к разрушению силовых элементов фюзеляжа в зоне очага повышенного давления с последующим разрушением герметичного фюзеляжа от резкой декомпрессии. Взрыв безоболочного бризантного взрывчатого вещества (тротила) весом 5,5-6 кг произошел в районе правого аварийного люка первого салона (в районе 23-24 шпангоутов).
По данным судебно-медицинской экспертизы смерть одного пассажира произошла от пулевого ранения и воздействия взрывного устройства. Этот пассажир, 1941 г.р., сел на борт самолета в Иркутске. У него было обнаружено пулевое ранение спины в области 8-го межреберья слева. Предположительно, смерть наступила от огнестрельного ранения в сердце. Почти сразу же произошел подрыв взрывного устройства, прижатого руками к груди. Выстрел был сделан из табельного пистолета сопровождающего милиционера.
От первого вызова диспетчера до окончания кодовой передачи сигнала опасности прошло 2 мин. 25 сек. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вывод: разрушение самолета произошло в полете на высоте около 6 500 м в результате взрыва в герметичной части фюзеляжа, приведшее к разрушению силовых элементов конструкции в зоне очага повышенного давления с последующим разрушением герметичной части фюзеляжа от резкой декомпрессии.
Заключение: причиной катастрофы с самолетом, в результате которой он разрушился в воздухе, а пассажиры и экипаж погибли, является подрыв взрывного устройства преступником, который пытался принудить экипаж изменить курс самолета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|