17 сентября 2012г., на посадочной площадке «Калачинск», в соответствии с «Планом учебной летной подготовки курсантов-пилотов», утвержденным директором ОЛТК ГА, было организовано производство учебных полетов с курсантами 3-го курса на 4-х вертолетах Ми-8Т, в том числе на вертолетах Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850.
Обязательные процедуры предполетной подготовки перед выполнением учебных полетов экипажи вертолетов Ми-8Т RA-22719 и Ми-8Т RA-22850 прошли в соответствии с требованиями нормативных документов. Подготовка и допуск экипажей в целом соответствовали целям и задачам выполняемых заданий. Замечаний при приеме воздушных судов экипажами заявлено не было.
В 05:45 (здесь и далее указано время UTC) командиром АЭ были проведены предполетные указания личному составу АЭ, после чего, в 06:05, летный состав прибыл на вертолеты.
В 06:30 началось производство учебных полетов на ПП «Калачинск».
В 07:58:51, с разрешения диспетчера, экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850 произвел взлет с площадки №4 для выполнения полета по кругу на высоте 400м с расчетом захода на посадку на РСНВ. На борту вертолета находилось 3 члена экипажа.
В 07:59:36, с разрешения диспетчера, экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 произвел взлет с площадки №6 для выполнения полета по кругу на высоте 200м и отработки элементов посадки по-вертолетному. На борту вертолета находилось 3 члена экипажа.
При выполнении полета по кругу вертолет Ми-8Т RA-22719 следовал за вертолетом Ми-8Т RA-22850, при этом весь экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 визуально наблюдал вертолет Ми-8Т RA-22850 до 4-го разворота.
Анализом результатов расшифровки бортовых регистраторов СДК-8 и МС-61 обоих вертолетов, а также наземного диспетчерского магнитофона, установлено, что взлёт вертолетов, набор высоты, полёт по кругу, снижение и заход на посадку проходили в штатном режиме, без отклонений в работе систем ВС. Разовых команд и отклонений параметров работы двигателей, указывающих на отказы авиационной техники в полете, на обоих вертолетах, не выявлено.
В 08:01:56 второй пилот (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22850 доложил: «850 на третьем 400 расчет на РСНВ». В докладе не был указан номер площадки для посадки.
В 08:02:01 диспетчер выдал в эфир условия: «850 ветер у земли 220 градусов, три», не указав номер площадки для посадки. КВС вертолета Ми-8Т RA-22850, активно пилотируя вертолет, рассчитывал выполнить посадку на площадку №8. Выполняя полет по прямой от 3-го до 4-го разворота на высоте 400м, в соответствии с заданием, КВС снизил приборную скорость вертолета до 115 км/ч, а после вывода из 4-го разворота до 90км/ч.
На вертолете Ми-8Т RA-22719 активное пилотирование осуществлял 2П (курсант), который также рассчитывал выполнение посадки на площадку №8, однако экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 о своих намерениях выполнить посадку на площадку №8 диспетчеру не докладывал.
В 08:02:50 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719, доложил: «719 на третьем» и начал выполнение 3-го разворота на приборной скорости 145км/ч и высоте 200м.
В 08:03:32 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719 доложил по СПУ: «Занимаем сто пятьдесят, скорость сто двадцать», после чего приступил к снижению до 150м, при этом приборную скорость погасил только до 130км/ч и выдерживал её в течение всего 4-го разворота.
После выполнения 3-го разворота весь экипаж вертолета Ми-8Т RA-22719 (по объяснению членов экипажа) наблюдал вертолет Ми-8Т RA-22850 впереди, выше и правее по полету, а при выполнении 4-го разворота потерял его из вида.
Диспетчер, не имея информации от экипажей о выбранных площадках для посадки, положение вертолетов на предпосадочной прямой не контролировал.
В период с 08:04:13 до 08:04:31, при скоротечном ведении радиообмена на предпосадочной прямой, оба экипажа запросили посадку на площадку №8, сначала 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22850, получив разрешение диспетчера на выполнение посадки без указания номера площадки, затем посадку на площадку №8 запросил 2П (курсант) вертолета Ми-8Т RA-22719.
Выдавая экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 разрешение на посадку, диспетчер перепутал его позывной и произнес в эфир: «850 посадку разрешаю». Фактически экипажу вертолета Ми-8Т RA-22850 дважды было дано разрешение на посадку, а экипажу вертолета Ми-8Т RA-22719 диспетчер разрешение на посадку не выдавал, однако КВС вертолета Ми-8Т RA-22719 запрос на посадку не повторил.
КВС идущего впереди вертолета Ми-8Т RA-22850 сразу после разрешения посадки диспетчером, нажал кнопку СПУ и, приступив к пояснению своих действий 2П (курсанту), запрос экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 на посадку не слышал.
КВС, 2П и бортмеханик вертолета Ми-8Т RA-22719 могли слышать запрос по радио 2П (курсанта) вертолета Ми-8Т RA-22850 на посадку, но никто из членов экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 не определил, что вертолет Ми-8Т RA-22850 выполняет посадку на площадку № 8.
При выполнении посадки на площадку №8, в момент зависания на высоте 7-10м, вертолет Ми-8Т RA-22719 столкнулся несущим винтом с правой основной стойкой шасси вертолета Ми-8Т RA-22850, экипаж которого, не наблюдая вертолет Ми-8Т RA- 22719, также выполнял посадку на площадку №8. В результате столкновения произошло разрушение несущего винта и хвостовой балки вертолёта Ми-8Т RA-22719 с дальнейшим его левым вращением, столкновением с землей, опрокидыванием на правый борт со смещением к правой стороне площадки. После остановки ВС экипаж выключил двигатели и покинул вертолет, лежащий на правом боку, через люк выхода к двигателям.
Экипаж вертолета Ми-8Т RA-22850, почувствовав удар и нехарактерное поведение вертолета, произвел посадку под собой по центру площадки с разворотом вертолета вправо на 135° и выключил двигатели. После приземления, из-за повреждения правой основной стойки шасси, крен вертолета составил 10°.
Три члена экипажа вертолета Ми-8Т RA-22719 получили ушибы.
Фактическая погода а/д Калачинск: ветер у земли 230°, 3 м/с, видимость 5000 м, облачность 2 октанта высотой 900 м, температура 16,7°С, давление 747,6 мм рт.ст.
В результате столкновения воздушных судов на вертолете Ми-8Т RA-22719 разрушен несущий винт, хвостовая балка с рулевым винтом, повреждена правая основная стойка шасси, деформирован фюзеляж.
На вертолете Ми-8Т RA-22850 повреждена правая основная стойка шасси и три лопасти несущего винта. По характеру повреждений авиационное событие, произошедшее с вертолетом Ми-8Т RA-22850, квалифицируется как серьезный авиационный инцидент.
|