Экипаж в составе трех граждан РФ и двух граждан Турции выполнял авиационные работы по тушению лесного пожара в горной местности на юго-западном побережье Турции. После девятого забора воды, при подходе к очагу пожара вертолет столкнулся со склоном горы с уклоном около 30°, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.
Согласно расшифровке параметров работы вертолета, в полете (время 11:27:24) на высоте 75 м и скорости 30 км/ч при увеличении режима работы двигателей до 99% по Птк и 90% по Пнв произошло уменьшение частоты вращения ротора ТК левого двигателя с 99% до 46% (в течении 5 секунд), сопровождающееся уменьшением частоты вращения НВ. Частота вращения ротора ТК правого двигателя при этом первоначально увеличилась до 101%, затем плавно снизилась до 99,9%. Частота вращения НВ снизилась с 90% до 70% при увеличении общего шага НВ с 13,5% до 18,5%. Затем наблюдается перелом кривой выбега ротора ТК левого двигателя со снижением Птк до 25% за 2 секунды. На конечном участке темп выбега ротора турбокомпрессора не превышал 1,7% в секунду. Через одну секунду от начала уменьшения Птк сработала сигнализация об опасной вибрации левого двигателя.
В 11:27:30 (примерно через 5 секунд после начала снижения Птк левого двигателя) наблюдается резкое снижение частоты вращения ротора ТК правого двигателя с 99,9% до 2% за 3 секунды и увеличение темпа снижения частоты вращения несущих винтов с 3,5% до 30% в секунду. В это же время наблюдается резкое изменение углов крена, тангажа, курса и вертикальной перегрузки, что может свидетельствовать о столкновении вертолета с землей.
Левый двигатель №7087893100081Р2 после последнего ремонта был установлен на вертолет Ка-32 RA-31596. наработал 1015 часов на территории РФ с использованием топлива ТС-1. С 15.06.2009 г. вертолет эксплуатировался в Турции с использованием топлива Jet A-1 и наработал 358 часов. Согласно сертификату качества топлива Jet A-1 c содержание в нем общей серы до 0,006%, меркаптановой серы - до 0,0003% Спектральным анализом отложений мелкодисперсной пыли, собранной из воздушных полостей роторов компрессора и турбины, выявлено наличие серы в количестве до 0,5%. В отложениях продуктов коксования топлива на форсунках топливного коллектора выявлена сера в количестве до 31%.
В составе отложений мелкодисперсной пыли в роторе ТК правого двигателя №7087893100108Р3 вертолета Ка-32Т № RA-31596 установлено, что пыль в своем составе содержит до 0,3% серы, до 42,4% кальция, до 21.7% кремния. В составе налета, снятого с поверхности рабочих лопаток I ступени турбины присутствует до 1% серы, до 43% кремния и до 21% кальция. Двигатель после ремонта эксплуатировался в условиях Турции и наработал 64 часа.
Пыль и песок при попадании в двигатель вызывают эрозионный (абразивный) износ деталей проточной части, в том числе защитного покрытия на входных кромках и корыте лопаток турбины. Наличие серы в песке или топливе способствует ускорению высокотемпературной коррозии деталей горячей части двигателя.
При исследовании левого двигателя выявлено
- разрушение рабочих лопаток I ступени турбины компрессора с отделением участка пера с верхней бандажной полкой и отломом части лопаток по ножке хвостовика;
- в электроколлекторе с термопарами Т-102 (14 штук) выявлено выгорание и окисление хвостовиков (концевой части с камерой торможения) на четырех термопарах, расположенных в нижней левой зоне проточной части, окисление, деформация и искажение формы хвостовиков на двух термопарах, расположенных в нижней правой зоне проточной части, окисление и увеличение входных отверстий диаметром 3 мм на двух термопарах;
- коррозионное повреждение лопаток соплового аппарата I ступени ТК, с разъеданием входных кромок и корыта пера лопаток, наиболее значительно в зонах расположения поврежденных термопар;
- отрывы верхней части пера с бандажной полкой рабочих лопаток II, III и IV ступеней турбины с грубыми повреждениями деталей проточной части, включая сопловые аппараты и обоймы с сотовым уплотнением.
На лопатках I ступени левого двигателя выявлено коррозионно-эррозионные повреждения, в окислах на лопатках и поврежденных термопарах содержится значительное количество серы, что характерно для сульфидной коррозии.
Высокотемпературное окисление и выгорание материала части наиболее теплонапряженных термопар Т-102 и сопловых лопаток турбины связано с окружной неравномерностью температурного поля на выходе из камеры сгорания, максимальное значение которого превышало 1110°С.
|