|
|
|
Катастрофа самолета Сессна 421 а/к Интертрансавиа в пос. Аннино Лениградской обалсти |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 августа 2012 г.
Время: 15:17
Страна: Россия
Место происшествия: Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Аннино
Тип ВС: Cessna 421 Golden Eagle
Регистрация ВС: RA-0879G
Авиакомпания: Интертрансавиа
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж производил облет самолета после длительной (с 2008 г.) стоянки. После взлета с МК=254° в 14:58 экипаж выполнил два полета по кругу с проходами над ВПП. При выполнении третьего полета по кругу экипаж запросил разрешение на посадку и, получив разрешение, произвел ее. После касания и пробежки самолета по ВПП, экипаж, не проинформировав диспетчера КДП, начал взлет с «конвейера». По показаниям очевидцев, при этом, при увеличении режима работы двигателей были слышны громкие хлопки. После отрыва самолета в конце ВПП темп набора высоты был значительно медленнее обычного. При этом у самолета начал развиваться правый крен с уклонением вправо от курса взлета (при установленном левом круге полетов). Набрав высоту 10-15 м, самолет перешел в снижение с интенсивно увеличивающимся правым креном и в 15:17 с правым креном более 70°, наклоном траектории полета на пикирование 20-30° и с МК=10° столкнулся с землей на окраине пос. Аннино примерно в 1 км от торца ВПП и в 800 м правее ее оси. При ударе о землю правым крылом и двигателем крыло разрушилось, а двигатель отделился. Самолет пересек грунтовую дорогу и ударился о край канавы носовой частью. При этом пилотская кабина разрушилась. Самолет, перекатившись через левое крыло, стал на хвостовую часть, после чего отделился от земли и перелетел через 2-х метровый забор детского сада, не задев его. Упав на разрушенную пилотскую кабину в 4 м за забором на территории закрытого на лето детского сада, самолет остановился в почти вертикальном положении среди деревьев в 38 м от здания детского сада и в 69 м от жилого пятиэтажного дома. Возникло возгорание на левой плоскости крыла и левом двигателе, которое было ликвидировано прибывшими работниками аэродрома с помощью огнетушителей. Разброс обломков составил 50х15 м.
Фактическая погода в районе аэродрома: облачность 8 баллов верхняя, средняя, слоисто-кучевая, видимость 10 км, ветер 140°, 5 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Cessna 421 Golden Eagle |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-0879G |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1968 |
Заводской номер ВС |
421-0075 |
Наработка ВС (часы) |
3461 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Облет ВС |
Авиакомпания |
Интертрансавиа |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Горелово |
Пункт назначения |
Горелово |
Начальный пункт маршрута |
Горелово |
Конечный пункт маршрута |
Горелово |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Комиссия установила, что сразу после отрыва или в процессе отрыва произошла остановка правого двигателя. Экипаж воздушный винт не зафлюгировал и продолжил взлет (этому могло способствовать отсутствие у экипажа Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа в составе 2-х человек). Экипаж пытался парировать возникшие разворачивающие моменты и предотвратить снижение воздействием на органы управления. Самолет вышел на закритические углы атаки и перешел в сваливание на правое крыло. При этом произошла остановка левого двигателя, винт которого также не был зафлюгирован.
Взятые пробы топлива из контрольного отстоя и из топливного бака самолета показали его неудовлетворительное качество. Использование бензина такого качества создает большие риски для работы топливной системы воздушного судна и не разрешается к заправке ВС. При взлете самолета на борту находилось около 140 литров бензина. РЛЭ самолета предупреждает о недопустимости крутого снижения при малом остатке топлива, так как перетекание топлива в переднюю часть бака может оголить расположенные в задней части баков расходные горловины (при наличии негерметичной перегородки между передней и задней частями бака) и подача топлива к двигателям прекратится. Вероятно, в процессе посадки самолета по крутой глиссаде, при малом запасе топлива в баках, произошло нарушение подачи топлива в двигатель (двигатели), что при последующем увеличении работы двигателей для взлета с «конвейера» могло привести к обеднению топливовоздушной смеси и неустойчивой работе двигателей (хлопкам) на разбеге. Это, в сочетании с низким качеством бензина, привело к неустойчивой работе правого двигателя на разбеге и его последующему самовыключению.
К самовыключению левого двигателя привели те же факторы в сочетании с возможным оголением расходной горловины левого топливного бака при правом крене самолета.
Комиссия также установила, что облет самолета заранее не планировался. Решение об облете было принято КВС-инструктором накануне и достаточного времени для подготовки к полету у экипажа не было. Это может являться основной причиной невыполнения экипажем предусмотренных РЛЭ действий при возникновении аварийной ситуации в полете. Техническое обслуживание самолета после длительной стоянки было проведено не в полном объеме, что привело к наличию на борту некондиционного топлива и в малом количестве.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие, наиболее вероятно, явилось следствием самовыключения правого, а затем и левого двигателей при взлете самолета с «конвейера», уменьшения скорости полета и вывода самолета на режим сваливания, что привело к столкновению самолета с землей с углом крена более 70°.
Причиной самовыключения двигателей в полете, наиболее вероятно, явилось обеднение топливовоздушной смеси из-за малого остатка топлива в баках самолета, что в сочетании с неудовлетворительным его качеством привело к перебоям в работе двигателей.
К авиационному происшествию могло привести сочетание следующих факторов:
• Выполнение полета с малым запасом топлива на борту.
• Неудовлетворительное качество топлива.
• Неудовлетворительная подготовка экипажа к предстоящему полету.
• Неудовлетворительное техническое обслуживание перед облетом самолета после его длительной стоянки.
• Выполнение взлета с «конвейера» и продолжение взлета при перебоях (хлопках) в работе двигателей на разбеге.
• Нефлюгирование в полете воздушного винта выключившегося двигателя.
• Возможное невключение экипажем перед взлетом самолета насосов подкачки основных топливных баков.
• Неудовлетворительные организация летной работы, технического обслуживания ВС и производственная дисциплина в ООО «Аэроклуб «Авиатор», слабый контроль со стороны руководящего состава за состоянием организации профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий.
Полет экипажем выполнялся на самолете, не имеющем сертификата лётной годности (нарушение пункта 1 статьи 36 Воздушного Кодекса РФ и пункта 1 ФАП-118).
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|