 |
 |
 |
Катастрофа Ли-2 Чукотской аваигруппы Полярной авиации близ а/п Мыс Косистый |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 ноября 1948 г.
Время: 21:40
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 16 км восточнее а/п Мыс Косистый
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Н494
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж произвел взлет в а/п Кресты Колымские 31 октября в 05:05 мск и в 09:55 произвел посадку в а/п Усть-Янск (запланированной посадки в Чокурдахе не было из-за плохой погоды). Самолет был полностью разгружен и дозаправлен. При пробе моторов на земле была обнаружена течь масла из маслорадиатора правого мотора, что задержало вылет самолета, назначенный на 15:00 того же дня. Днем 1 ноября радиатор был отремонтирован и испытан на самолете при пробе мотора на всех режимах в течение 1 часа 10 минут. Убедившись в исправности матчасти и получив прогноз погоды и согласие а/п Мыс Косистый на прием, начальник аэропорта выпустил самолет без загрузки. Экипаж произвел взлет в 12:57 мск 1 ноября. Ночной полет протекал нормально на эшелоне 2 100 м. В 16:50, через 13 минут после пролета реки Анабар, с борта самолета в а/п Мыс Косистый было получено сообщение: «У нас барахлит правый мотор, падает давление масла». В 17:30 бортрадист передал: «Следи, около Вас, подходим, будем садиться на вынужденную от Вас 30 км». Кроме этого, он требовал непрерывного нажатия ключом. Последняя связь с бортом состоялась в 17:40. В дальнейшем экипаж на вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен 17 ноября на льду бухты Кожевникова в 16 км восточнее а/п Мыс Косистый полузатопленным на 2/3 фюзеляжа и вмерзшим в лед. Тела 4-х членов экипажа были выброшены из самолета, тело пятого было обнаружено в самолете. Тело 2-го бортмеханика не найдено и, вероятно, находилось в затопленной части самолета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, погодные условия, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н494 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
1843012 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Усть-Янск |
Пункт назначения |
Мыс Косистый |
Начальный пункт маршрута |
Кресты Колымские |
Конечный пункт маршрута |
Мыс Косистый |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила:
1) Основываясь на сведениях, полученных с борта о падении давления масла и плохой работе мотора, а также учитывая, что на самолете установлены моторы АШ-62ИР 11-й серии, имеющие конструктивный недостаток в системе суфлирования мотора и дренажирования маслобаков, правый мотор вышел из строя по причине отказа грибка суфлера мотора и замерзания дренажной трубки маслобака, что привело к потере масла из маслосистемы через уплотнения вакуумпомпы или же в результате разрыва маслобака. Подобные явления имели место ранее при работе моторов указанной серии при низких температурах.
2) С потерей масла из маслосистемы через 3 часа 53 минуты полета и выходом из строя правого мотора экипаж не мог перевести винт во флюгерное положение. Дальнейший полет протекал с потерей высоты до расчетной.
3) При потере высоты, начиная с 2 000 м, самолет вошел в сплошную облачность 9-10 баллов, где подвергся обледенению. Это обстоятельство исключило возможность горизонтального полета и в дальнейшем обледеневший самолет шёл со снижением, которое продолжалось и при выходе из облачности на высоте около 300 м.
4) Темная ночь, поземка (ветер 5 м/с) и обледенение стекол пилотской кабины создавало дополнительные трудности при вынужденной посадке с ухудшившимися аэродинамическими качествами обледеневшего самолета. Вследствие этого командир корабля не смог точно определить высоту выравнивания и на высоком выдерживании, в ожидании касания земли, самолет потерял скорость, перешел на нос, и с углом 30-40° и с МК=245° ударился об лед и разрушился.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы являются:
1) Конструктивный недостаток мотора, вызвавший закупорку суфлирования мотора и дренажения маслобака, что привело к потере масла и отказу в работе правого мотора.
2) Усложненные условия полета и посадки после отказа мотора:
а) увеличившееся лобовое сопротивление от незафлюгированного винта;
б) обледенение при пробивании толстого слоя облачности;
в) плохое, возможно, полное отсутствие видимости земли при производстве вынужденной посадки ночью.
3) Неудовлетворительная организация летной работы в Чукотской авиагруппе, выражающаяся в отсутствии контроля за подготовкой экипажей и матчасти к полетам. Выпуск в рейс экипажей без плана полета, расчетов на полет и без проверки загрузки и заправки самолетов. Вылет из Усть-Янска ночью без плана полета и без обязательного 2-х часового аэронавигационного запаса горючего следует рассматривать как стремление экипажа быстрее закончить выполнение задания и вернуться на базу в Кресты Колымские к празднику 7 ноября.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|