Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Бурятавиа на руднике Холбинский (Бурятия)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июля 1998 г.
Время:  7:5
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Бурятия, пос. Самарта
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24646
Авиакомпания:  Бурятавиа

подробное описание случая...
 


Описание
    01 июля 1998 года, днем, в простых метеоусловиях, в процессе взлета с площадки рудника Холбинский, расположенной в горной местности на высоте 1971 м над уровнем моря, произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24646, принадлежавшего ОАО "Бурятские авиалинии" Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления ФАС России.
    Экипаж в составе КВС, проверяющего - заместителя командира АЭ, второго пилота и бортмеханика выполнял транспортный полет по маршруту Улан-Удэ - Кырен - рудник Холбинский - район реки Шумак с целью перевозки 13 служебных пассажиров (в том числе пять иностранных граждан).
    После ночного отдыха в поселке рудника Холбинский, утром 01.07.98 г. под руководством проверяющего была проведена предполетная подготовка.
    Прогнозом погоды предусматривались метеоусловия: ветер 110 град. 3 м/сек, видимость 50 км, облачность 2-3 октанта, верхняя температура наружного воздуха +18 град С.
    Взлетная масса вертолета составляла 9682 кг и не выходила за ограничения для взлета в зоне влияния воздушной подушки, но превышала ограничения для взлета вне зоны влияния воздушной подушки, установленные РЛЭ вертолета МИ-8Т. В процессе предполетной подготовки экипажем было принято решение выполнить подлет на расстояние около 50 м с курсом 330 град с места стоянки на площадку с более ровной подстилающей поверхностью, развернуться на курс 30 град. и без приземления произвести взлет с использованием влияния воздушной подушки. Такой порядок взлета был реализован на этом вертолете при вылете 30.07.98 г. с этой же площадки.
    Проверяющий занимал левое кресло пилота. КВС находился в салоне вертолета. Взлет выполнял второй пилот. Вертолет завис на высоте около 3 м и начал перемещение с курсом 330 град. Из анализа материалов видеозаписи переговоров на МС-61, выполненных расчетов установлено, что после начала перемещения второй пилот доложил: "Ноги не хватает", на что проверяющий ответил: "Если не хватает ноги, надо сбросить шаг". Вертолет начал разворот влево с увеличивающейся угловой скоростью вращения. Проверяющий повторно дал команду второму пилоту: "Сбрасывай шаг".
    Во время первой половины второго оборота произошла разбалансировка вертолета по крену и тангажу, что является характерным признаком попадания в режим самопроизвольного вращения. Вертолет коснулся передней и правой опорами шасси о землю. Реакцией пилотов на это касание было увеличение общего шага несущего винта, что привело к его перезатяжелению. Вертолет полностью потерял управляемость, совершив третий оборот в левом вращении с правым креном, коснулся лопастями несущего винта о землю и в 30 метрах от места стоянки опрокинулся на правый борт и загорелся. В авиационном происшествии члены экипажа и пассажиры получили травмы и ожоги различной степени тяжести, три пассажира погибли.
    Следует отметить, что накануне - 30.06.98 г. при выполнении посадки на эту же площадку, непосредственно перед приземлением произошел непроизвольный разворот вертолета влево на 270 град. с грубым приземлением с креном на переднюю и основную правую опоры шасси. Посадку выполнял командир вертолета. Данный факт самопроизвольного вращения не насторожил ни проверяющего, ни членов экипажа, причина разворота не выяснялась, материалы объективного контроля не дешифрировались и никаких выводов из этого случая сделано не было.


Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.