Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Полярной авиации Главсевморпути над Баренцевым морем в районе Варандея
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 сентября 1948 г.
Время:  19:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Баренцево море, между о. Варандей, о. Матвеев и мысом Медынский Заворот
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Н464
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути
 


Описание
    Самолет Московской авиагруппы Полярной Авиации прибыл в Амдерму 14 сентября для проведения ледовых разведок. В тот же день экипаж получил задание на ледовую разведку севернее архипелага Земля Франца-Иосифа (длина маршрута 3500 км). Несмотря на очевидную невозможность для самолетов типа Ли-2 выполнить полученное задание, на что командиру корабля А. указывал командир Ил-12 М., находившийся в Амдерме, А., не доложив командованию МАГОН, приступил к выполнению задания. Все четыре бензобака самолета были полностью заправлены. Дополнительно на борт взято 10 бочек с бензином (всего на борту находилось 3 050 кг горючего), что обеспечивало с учетом расхода на прогрев моторов и невырабатываемого остатка обеспечивало полет в течение 14 часов 11 минут или 2 924 км до полной выработки топлива (не принимая во внимание необходимый двухчасовой аэронавигационный запас). Полетный вес составлял 12 500 кг (перегрузка на 1 000 кг).
    Прогноз погоды на период полета по маршруту характеризовался явно выраженной циклонической деятельностью и создавал дополнительные трудности, особенно усложняя метеообстановку во второй половине маршрута.
    Взлет был произведен 16 сентября в 04:05 мск. Через 4 часа 37 минут самолет подошел к бухте Тихая, откуда начал производить ледовую разведку. Произведя разведку к северу от арх. Земля Франца-Иосифа, самолет подошел к о. Греэм-Белл, откуда лег курсом на Амдерму. В это время на самолете вышел из строя основной радиоприемник и дальнейшая связь осуществлялась через командную радиостанцию. Полет от мыса Желания к Амдерме протекал в очень сложной метеообстановке на переменных высотах от 100 до 800 м и с отклонением фактического маршрута полета от расчетного вправо к восточным берегам Новой Земли. Передаваемые через каждые 30 минут с борта координаты не соответствовали действительности (в 17:00 работники геологической партии видели самолет пролетавшим в районе устьев рек Кужма и Бутовка около мыса Меньшикова Новой Земли, в то время как в 16:30 экипаж сообщил координаты 70°55’ СШ, 62°43’ ВД (около 210 км восточнее фактического местонахождения) и курс 170°. С 17:00 экипаж перестал передавать информацию о своем местонахождении, высоте, курсе и условиях полета. В 18:07 экипаж передал, что из-за выработки топлива будет производить вынужденную посадку в районе побережья пролива Карские Ворота. В дальнейшем радиопередача с самолета была нервная и содержала требования подачи радиосигналов от Амдермы и Усть-Кары для пеленга и просьбы следить за самолетом. Сообщалось также об израсходовании бензина, плохой погоде и что самолет кружится в поисках земли в районе пролива Карские Ворота и о. Вайгач. В 19:17, после 15 часов 12 минут полета связь прекратилась. Самолет пропал без вести.
    20 и 24 сентября в районе Хайпудырской губы, о. Бол. Зеленец и мыса Бельковский Нос были обнаружены 7 пустых бензиновых бочек, одна из которых была однозначно опознана, как взятая на борт самолета. 24 сентября у мыса Бельковский Нос был обнаружен клиппербот в полузатопленном состоянии. В нем были найдены фуражка гидролога Золотова, один унт, поясной ремень, тканевый пояс, пустая банка, 40 плиток шоколада и другие вещи с борта самолета. К обтягивающему борт клиппербота канату привязан разорванный чехол от спального мешка, который, вероятно, использовался в качестве паруса или плавучего якоря. По найденным предметам и с учетом течения и господствующих ветров комиссия установила, что самолет в темное время суток из-за полной выработки топлива произвел вынужденную посадку на большую волну Баренцева моря в треугольнике между о. Варандей – о. Матвеев – мыс Медынский Заворот и затонул. Экипаж или его отдельные члены высадились в клиппербот и впоследствии могли быть выброшены за борт большой волной и утонуть.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н464
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС декабрь 1947 г
Заводской номер ВС 18428201
Наработка ВС (часы) 430
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-352 6211-397


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Амдерма
Пункт назначения Амдерма
Начальный пункт маршрута Амдерма
Конечный пункт маршрута Амдерма


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является вынужденная посадка самолета на воду и на большую волну в темное время суток.
    Основные причины:
    1) Дача начальником морских операций западного сектора Арктики непосильного для этого типа самолета задания, не считаясь ни с какими нормативами, что стало возможным после устранения им из штаба авиационного специалиста.
    2) Недисциплинированность А. и штурмана К., которые, имея предписание летать по маршрутам не более 2 500 км и не допускать полетный вес более 11 500 кг и пренебрегнув советом командира Ил-12, летавшего в прошлом по тому же маршруту, и даже не доложив ни командованию МАГОН, ни начальнику штаба морских операций, приступили к выполнению задания, чем явно преступно нарушили все существующие нормы обеспечения безопасности полетов. В полете полностью не использовали имевшиеся радионавигационные средства и, попав в СМУ, растерялись, вместо производства полета на материк допустили блуждания и полет беспорядочными курсами более 1 часа, что было вполне достаточно, чтобы прибыть на а/д Амдерма от мыса Желания. Вместо безопасного полета до Амдермы за облаками, снижались до 100 м и производили полет в СМУ.
    3) Начальник а/п Амдерма и диспетчер допустили вылет с перегрузкой на 1 000 кг и не проверили возможность выполнения задания, за полетом не следили и экипажу правильного решения не подсказали.
    4) Неудовлетворительное состояние руководства летно-штурманской службой и службой связи в МАГОН – слабая подготовка экипажа на ледовую разведку в части использования всех радионавигационных средств, полная бесконтрольность состояния этих средств в аэропортах авиагруппы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.