Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Северного управления ГВФ близ Набережных Челнов
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 августа 1949 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Татарская АССР, близ Набережных Челнов
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4354
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное управление ГВФ, 28 тао
 


Описание
    Экипаж 28 тао 31 июля вылетел из Ленинграда в Свердловск и в тот же день прибыл в а/п Кольцово, откуда затем вылетел в Янаул, где был дозаправлен 800 л бензина. После заправки в левом заднем баке находилось около 300 л топлива. Слив отстоя горючего с самолета при этом был произведен всего лишь через 5-6 минут после заправки. В 07:40 экипаж произвел взлет на Казань. Полетный вес составлял 11 560 кг (перегруз 60 кг). В 08:44 экипаж передал РДС Казани: «Срочно вызываю, нахожусь над лесом, сдал левый мотор, прошу следить как можно внимательнее». Диспетчер передал: «Слежу за Вами до посадки, посадку сообщить». Ответа экипажа не последовало, связь с ним прервалась. Самолет потерпел катастрофу в лесу. При этом командир корабля, бортмеханик и один пассажир получили тяжелые ранения (первые двое скончались в больнице 2 августа), второй пилот, бортрадист и 3 пассажира – легкие ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4354
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное управление ГВФ, 28 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Янаул
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     По показаниям второго пилота, через 50-55 минут полета при питании моторов из левого заднего бензобака началась тряска правого мотора с падением оборотов с 1700 до 1200. КВС совместно с бортмехаником пытался восстановить работу мотора «прожиганием» свечей. Вслед за этим стал давать перебои и левый мотор. КВС с бортмехаником переключили питание на правый передний бензобак. После переключения питания правый мотор стал работать нормально. Работу левого мотора восстановить не удалось. На самолете были установлены воздушные винты ВИШ-21, флюгирование которых не предусмотрено. Дальнейший полет производился на взлетном режиме правого мотора. Пилотировал второй пилот. КВС с бортмехаником в это время пытались восстановить работу левого мотора. Находясь над лесом, самолет шел со снижением 2-2,5 м/с со скоростью 140 км/ч. Видя перед собой высокий берег реки Кама, перетянуть который не представлялось возможным, второй пилот развернул самолет влево в сторону неработающего мотора. Потеряв окончательно высоту и скорость, цепляя верхушки деревьев, самолет с большим углом и правым креном упал в лес.
Описание выявленных причин АП     При осмотре бензосистемы в левом переднем бензобаке обнаружено около 650 л бензина, в правом переднем баке – около 700 л. Оба задних бака были пусты. В отстойнике левого заднего бака (на котором произошел отказ моторов) обнаружено 1,5-2 л воды. Небольшое количество воды обнаружено также в карбюраторе и цилиндре помпы приемистости левого мотора. Виновников заправки в левый задний бак бензина с водой установить не удалось.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основная причина катастрофы – полная выработка горючего из левого заднего бензобака до остановки правого, а затем и левого моторов. Переключением на правый передний бак удалось восстановить работу только правого мотора, на котором продолжался полет в течение 8-10 минут до происшествия.
    2) Попадание воды в карбюратор левого мотора, что вследствие недостатка времени и поспешных действий экипажа не дало возможности восстановить работу левого мотора.
    3) Неправильные действия командира корабля, полностью передоверившего управление второму пилоту в сложных условиях одномоторного полета, вместо того, чтобы своевременно подыскать подходящую площадку для посадки самолета.
    4) Нарушение правил слива отстоя бензина из баков после заправке в Янауле. Вследствие нарушения правил загрузки в пассажирской кабине были размещены тяжелые ящики с металлическими поковками, от ударов которых пассажиры получили травмы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.