|
|
|
Катастрофа Ли-2 Северного управления ГВФ близ Набережных Челнов |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 августа 1949 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Татарская АССР, близ Набережных Челнов
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4354
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северное управление ГВФ, 28 тао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 28 тао 31 июля вылетел из Ленинграда в Свердловск и в тот же день прибыл в а/п Кольцово, откуда затем вылетел в Янаул, где был дозаправлен 800 л бензина. После заправки в левом заднем баке находилось около 300 л топлива. Слив отстоя горючего с самолета при этом был произведен всего лишь через 5-6 минут после заправки. В 07:40 экипаж произвел взлет на Казань. Полетный вес составлял 11 560 кг (перегруз 60 кг). В 08:44 экипаж передал РДС Казани: «Срочно вызываю, нахожусь над лесом, сдал левый мотор, прошу следить как можно внимательнее». Диспетчер передал: «Слежу за Вами до посадки, посадку сообщить». Ответа экипажа не последовало, связь с ним прервалась. Самолет потерпел катастрофу в лесу. При этом командир корабля, бортмеханик и один пассажир получили тяжелые ранения (первые двое скончались в больнице 2 августа), второй пилот, бортрадист и 3 пассажира – легкие ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
2 |
Пассажиры |
4 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4354 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
|
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северное управление ГВФ, 28 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Янаул |
Пункт назначения |
Казань |
Начальный пункт маршрута |
Ленинград (Шоссейная) |
Конечный пункт маршрута |
Ленинград (Шоссейная) |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
По показаниям второго пилота, через 50-55 минут полета при питании моторов из левого заднего бензобака началась тряска правого мотора с падением оборотов с 1700 до 1200. КВС совместно с бортмехаником пытался восстановить работу мотора «прожиганием» свечей. Вслед за этим стал давать перебои и левый мотор. КВС с бортмехаником переключили питание на правый передний бензобак. После переключения питания правый мотор стал работать нормально. Работу левого мотора восстановить не удалось. На самолете были установлены воздушные винты ВИШ-21, флюгирование которых не предусмотрено. Дальнейший полет производился на взлетном режиме правого мотора. Пилотировал второй пилот. КВС с бортмехаником в это время пытались восстановить работу левого мотора. Находясь над лесом, самолет шел со снижением 2-2,5 м/с со скоростью 140 км/ч. Видя перед собой высокий берег реки Кама, перетянуть который не представлялось возможным, второй пилот развернул самолет влево в сторону неработающего мотора. Потеряв окончательно высоту и скорость, цепляя верхушки деревьев, самолет с большим углом и правым креном упал в лес. |
Описание выявленных причин АП |
При осмотре бензосистемы в левом переднем бензобаке обнаружено около 650 л бензина, в правом переднем баке – около 700 л. Оба задних бака были пусты. В отстойнике левого заднего бака (на котором произошел отказ моторов) обнаружено 1,5-2 л воды. Небольшое количество воды обнаружено также в карбюраторе и цилиндре помпы приемистости левого мотора. Виновников заправки в левый задний бак бензина с водой установить не удалось. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Основная причина катастрофы – полная выработка горючего из левого заднего бензобака до остановки правого, а затем и левого моторов. Переключением на правый передний бак удалось восстановить работу только правого мотора, на котором продолжался полет в течение 8-10 минут до происшествия.
2) Попадание воды в карбюратор левого мотора, что вследствие недостатка времени и поспешных действий экипажа не дало возможности восстановить работу левого мотора.
3) Неправильные действия командира корабля, полностью передоверившего управление второму пилоту в сложных условиях одномоторного полета, вместо того, чтобы своевременно подыскать подходящую площадку для посадки самолета.
4) Нарушение правил слива отстоя бензина из баков после заправке в Янауле. Вследствие нарушения правил загрузки в пассажирской кабине были размещены тяжелые ящики с металлическими поковками, от ударов которых пассажиры получили травмы. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|