Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа AS-350B3 Ecureuil а/к UTair близ Ленска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июля 2012 г.
Время:  18:10
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Саха-Якутия, 5 км западнее а/п Ленск
Тип ВС:  Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрация ВС:  RA-04097
Авиакомпания:  ЮТэйр
 


Описание
    После дозаправки в а/п Ленск экипаж продолжил полет на посадочную площадку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Полет должен был выполняться на истинной высоте 100 м. На удалении 5 км от КТА произошло столкновение ВС с верхушками деревьев высотой до 25 м. Через 118 м от места первого касания с деревом вертолет столкнулся с земной поверхностью и загорелся. Вертолет полностью разрушен и практически полностью сгорел.
    Превышение рельефа местности над уровнем моря на месте АП составляет 295 м (превышение а/п Ленск 244 м). Местность холмистая, покрытая лесом, высота деревьев 25-30 м.
    Фактическая погода а/п Ленск за 18:00 - ветер у земли неустойчивый 2 м/с, видимость более 10 км, темп. +29°С, давление 731 мм рт.ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-04097.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрационный номер (id) ВС RA-04097
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 09.06.2005
Заводской номер ВС 3957
Наработка ВС (часы) 2046
Наработка ВС (циклы) 5440
Силовая установка 23168


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания ЮТэйр
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ленск
Пункт назначения Талакан
Начальный пункт маршрута Братск
Конечный пункт маршрута Талакан


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Выполнялся транспортный полет по маршруту Ленск – п.п. П-48. На борту находились пилот и 3 пассажира.
    Фактическая погода на момент вылета и АП по данным АМСГ Ленск не препятствовала выполнению полета. Вес и центровка вертолета находились в эксплуатационных пределах, установленных РЛЭ.
    Комиссией проанализированы результаты дешифрирования портативного приемника спутниковой навигации Garmin GPSmap 60Cx.
    На графиках параметров полета вертолета, составленных по результатам дешифрирования информации, видно, что в день АП КВС выполнял полеты на высотах около 50 м и ниже.
    Полет, закончившейся АП, выполнялся над холмистой лесистой местностью, наиболее вероятно, с огибанием рельефа, на высоте ниже безопасной для полета по маршруту, в направлении практически строго против солнца.
    В соответствии с требованиями пункта 1.3 части С-1 РПП АК «ЮТэйр», при выполнении последнего полета КВС должен был выдерживать по барометрическому высотомеру безопасную высоту полета по маршруту не ниже 493 м. Истинная высота полета, в соответствии с требованиями п.п. 8.1.2. части А-8 РПП АК «ЮТэйр», установлена 100 м.
    Установить, выполнял ли КВС расчет безопасной высоты полета по маршруту, не представилось возможным.
    На момент АП азимут солнца составил 250°, высота солнца над горизонтом – 36,5°, курсовой угол - -1°. Такое положение солнца затрудняло КВС ведение визуальной ориентировки и своевременное определение высоты препятствий при выполнении полета на предельно малой высоте и, возможно, исключало видимость отдельно расположенных препятствий (деревьев выше высоты полета). На участке маршрута до столкновения с деревьями высотой 25-30 м, высота деревьев составляла 15-20 м. При этом необходимо учесть, что вертолет не оборудован системой инструментального контроля (не предусмотрен радиовысотомер) за истинной высотой полета, пилот при полете на малых и предельно малых высотах истинную высоту полета относительно рельефа местности может контролировать только визуально.
    На удалении 5 км от КТА аэродрома взлета Ленск, на истинной высоте полета около 15-25 м, произошло столкновение вертолета с деревьями высотой 25-30 м, приведшее к разрушению элементов конструкции вертолета и к его столкновению с земной поверхностью.
    В результате АП вертолет разрушен и частично сгорел, пилот и пассажиры погибли.
   
Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    1. В результате исследований, проведенных комиссией и представителями фирм «Turbomeca» и «Eurocopter», все системы вертолета до момента столкновения с земной поверхностью функционировали штатно.
    2. Влияние внешних непрогнозируемых факторов на возникновение и развитие опасной ситуации не установлено. Следов столкновения ВС с птицей обнаружено не было.
    4. На возникновение и развитие опасной ситуации могло оказать влияние выполнение полета против солнца на предельно малой высоте.
    5. КВС неправомерно допущен к самостоятельным полетам в однопилотном варианте экипажа на вертолете AS-350B3.
    6. Нарушение КВС правил выполнения полетов, выразившееся в выполнении полета по маршруту на высоте ниже безопасной.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось невыдерживание КВС при выполнении полета по маршруту минимально безопасной высоты, приведшее к столкновению вертолета с деревьями.
    Способствующими факторами явились:
    - выполнение полета на предельно малой высоте над холмистой местностью в сторону солнца;
    - недостаточная профессиональная подготовка КВС;
    - недостаточный контроль со стороны руководящего состава летного отряда за подготовкой КВС
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.