Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 а/к Авиа-Зов в Свердловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 июня 2012 г.
Время:  22:00
Страна:  Россия
Место происшествия:  Свердловская область, 10 км юго-западнее а/д Серов
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-40312
Авиакомпания:  Авиа-Зов
 


Описание
    17 мая экипаж в составе КВС, второго пилота и авиатехника перелетел из а/п Оренбург на оперативную точку а/д Серов для выполнения полетов по заказу Авиалесоохраны г. Серов с целью осмотра лесных массивов с воздуха на предмет обнаружения очагов пожаров. Последний плановый полет был выполнен 31 мая. После этого числа начались дожди, класс пожароопасности был понижен, и необходимости в полетах не было. Самолет был сдан под охрану сторожу аэродрома. Второй пилот 5 июня, по разрешению КВС, уехал в г. Орск. По показаниям авиатехника, 10 июня, КВС в неполном составе экипажа, без второго пилота, произвел 20-ти минутный полет с целью катания посторонних лиц за деньги. 11 июня, по показаниям авиатехника, начиная с 15:00 местного времени, КВС и сторож аэродрома совместно распивали крепкие спиртные напитки. Около 18:00 на аэродроме появились двое молодых людей, попросивших КВС покатать их на самолете. Авиатехник попытался отговорить КВС от выполнения полета, на что получил отказ в грубой форме. Затем на аэродром приехали еще несколько человек, желавших покататься за деньги. Всего, с разрешения КВС, на борт было посажено 12 неоформленных пассажиров, включая сторожа, который занял место второго пилота. Будучи, по словам авиатехника, «изрядно выпимши» и находясь «в неадекватном состоянии», КВС с двух попыток не смог запустить двигатель и попросил авиатехника ему помочь. Тот, пытаясь помешать КВС запустить двигатель, частично перекрыл стоп-кран. Еще после двух или трех неудачных попыток запуска двигателя КВС заметил это, ударил авиатехника по руке и прогнал из самолета (по его показаниям). Затем КВС смог запустить двигатель и около 22:00 (за 17 минут до захода солнца) произвел взлет. При этом действия КВС выглядели неуверенно, после отрыва самолет двигался не по прямой, а по небольшой дуге вправо, в результате чего задел верхушки кустов вдоль ВПП. Сделав круг над аэродромом, самолет полетел вдоль трассы по направлению к Екатеринбургу с курсом около 230° и вскоре исчез из вида. О предполагаемом маршруте полета КВС никакой информации не оставил. В этот момент на аэродром вернулся второй пилот, который спросил авиатехника, что происходит. Не дождавшись возвращения самолета, они через час позвонили директору а/к «Авиа-Зов» и сообщили о случившемся. Директор передал информацию о пропаже самолета в РЦ ЕС ОрВД Екатеринбурга только на следующее утро, в 07:55, что, по мнению комиссии, значительно осложнило поиски.
    Организованные поиски с воздуха и наземными группами, продолжавшиеся до 02.08.12 и с 10.10.12 по 03.11.12, результатов не дали. 5 мая 2013 г место катастрофы было случайно обнаружено местными жителями. Самолет потерпел катастрофу и сгорел в заболоченном лесу в 10 км юго-западнее аэродрома Серов (азимут 230°). Все находившиеся на борту погибли. Место катастрофы расположено правее на 20° курса взлета (210°).
    Комиссия установила, что полет продолжался 5-7 минут. Выполняя полет над лесным массивом на высоте ниже безопасной и, вероятно, находясь в состоянии алкогольного опьянения, КВС мог не заметить высокое сухое дерево, с которым на высоте 21 м произошло столкновение левым нижним крылом. В результате удара крыло разрушилось. При столкновении с деревом курс полета составлял около 180° (при азимуте от аэродрома 230°) что свидетельствует о выполнении пилотом каких-то маневров (разворотов) на малой высоте. После столкновения с деревом и разрушения крыла самолет с развивающимся левым креном и разворотом влево, ломая деревья диаметром до 40 см, столкнулся с землей в 60 м от места первого удара о дерево сначала левым крылом, затем двигателем. При этом самолет скапотировал и остановился в перевернутом положении среди деревьев под некоторым углом к земле. Двигатель был вдавлен в мягкий болотистый грунт на глубину около 1 м. Возник пожар. После выгорания фюзеляжа до 23 шпангоута хвостовая часть упала на землю. По заключению комиссии, двигатель до столкновения с землей работал.
    В связи с обнаружением останков погибших почти через 11 месяцев после смерти, в скелетированном состоянии, установить, находились ли в момент наступления смерти указанные лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также установить степень алкогольного или наркотического опьянения, не представляется возможным.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-40312.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-40312
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.09.1986
Заводской номер ВС 1G221-48
Наработка ВС (часы) 3966
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К1626271


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Авиа-Зов
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Серов
Пункт назначения Серов
Начальный пункт маршрута Серов
Конечный пункт маршрута Серов


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы самолёта явилось выполнение полёта командиром ВС, находившимся, вероятно, в состоянии алкогольного опьянения, на высоте, значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему падению самолёта.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.