Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Архангельского УГА в Мезенском районе Архангельской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 марта 1975 г.
Время:  12:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, Мезенский район, оз. Нижнее Ернозеро
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01247
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
 


Описание
    Экипаж 313 летного отряда выполнял внерейсовый полет по перевозке рыбаков-любителей с временной ледовой площадки на озере Нижнее Ернозеро (115 км северо-северо-восточнее Архангельска) в а/п Архангельск-Кегостров. Перед взлетом зам. ком. АЭ дал указание экипажу, прилетевшему вслед за ним, об использовании для взлета всей длины ВПП.
    Погода в момент взлета – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая с просветами высотой 500 м, видимость 10 км, ветер западный до 5 м/с, температура воздуха 0-1°С. Осадков и обледенения не было.
    Взлет производился в 12:08 с МК=330°. На борту находились 12 пассажиров и 117 кг багажа. Полетный вес и центровка самолета не выходили за установленные ограничения. Из-за оттепели и свежевыпавшего накануне снега скольжение лыж было ухудшено, что сказалось на увеличении длины разбега самолета, которое составило 428 м (чему также способствовал включенный подогрев смеси карбюратора двигателя). Закрылки были выпущены на 30°. По показаниям экипажа, наблюдавшего взлет, и второго пилота, скорость на разбеге нарастала медленно. Набор высоты производился вяло, самолет покачивался с крыла на крыло. Это свидетельствует о том, что после отрыва экипаж перевел самолет в набор высоты без разгона скорости у земли 95-100 км/ч, т.е. на минимальной, что уменьшило скороподъемность и угол подъема самолета. По этой причине самолет не успел набрать высоту до препятствий и зацепил за верхушки деревьев на берегу озера (превышение берега над уровнем ледовой площадки на месте удара 28,4 м, верхушек деревьев – 41,2 м). После первого касания КВС самостоятельно выключил зажигание двигателя. На расстоянии 1 410 и от начала старта самолет столкнулся с землей в лесу под углом 40-45° с большим правым креном, разрушился и сгорел по 15 шпангоут. 11 пассажиров и проверяющий зам. к-ра АЭ погибли. КВС и второй пилот, выброшенные при ударе, получили травмы и ожоги (КВС скончался на 4-е сутки в больнице). Один пассажир, спасшийся через боковой правый блистер, получил легкие ушибы. Экипаж находившегося на площадке Ан-2 №70752 доставил пострадавших в Архангельск через полтора часа после АП.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 12 11
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01247
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.11.1956
Заводской номер ВС 17047311
Наработка ВС (часы) 16542
Наработка ВС (циклы) 18629
Силовая установка К 1521254


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, 2-й Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Архангельск (Кегостров)
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Архангельск (Кегостров)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: главная причина катастрофы - ошибка экипажа в технике пилотирования, выразившаяся в наборе высоты на минимальной скорости и углах атаки, близким к критическим, чему способствовали недооценка условий взлета – ухудшения скольжения из-за оттепели и свежевыпавшего снега, а также включение подогрева смеси карбюратора при взлете в данной метеообстановке.
    Виновники: зам. ком АЭ – не предотвратил полет самолета на скорости меньше рекомендованной РЛЭ.
    КВС –допустил ошибку в технике пилотирования – полет на минимальной скорости и большом угле атаки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.