Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ТС-62 Восточно-Сибирского управления ГВФ близ Витима
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 апреля 1950 г.
Время:  08:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, 29 км юго-западнее Витима, Якутская АССР
Тип ВС:  ТС-62
Регистрация ВС:  СССР-Л862
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
Рейс:  543
 


Описание
    Экипаж 11 ато выполнял рейс №543 Иркутск-Якутск. Взлет в Иркутске произведен в 03:20 мск. После посадки в Киренске в 05:40, разгрузки и загрузки почты и дозаправки взлет был произведен в 06:55. На борту находилось 16 пассажиров, в том числе 4 женщины и 3 ребенка, 95 кг почты, в том числе 45 кг спецпочты, сопровождаемой фельдъегерем, и 528 кг груза. Прогноз погоды по маршруту Киренск_Олёкминск предусматривал: на участке Киренск-Ичера – облачность 2-5 баллов, слоисто-кучевая, высотой 1000-1500 м, средняя и верхняя, видимость более 10 км, ветер на высоте 2-3 км западный 25-35 км/ч. Прогноз в основном оправдался, за исключением слабого обледенения в облаках. В 07:20 экипаж сообщил о занятии заданного эшелона 2 400 м над облаками при верхней кромке 2300-2400 м. В 07:35 экипаж сообщил, что идет в облаках, где наблюдается обледенение, и запросил разрешение на набор высоты до 3 000 м. Разрешение было дано. В 07:52 экипаж сообщил: «07:45 прошли Дубровское (210 км северо-восточнее Киренска и 110 км юго-западнее Витима), высота 3 000 м, над облаками, временами в облаках. Витим не отвечает. Закажите срочно привод Витима, произвожу посадку в Витиме». Через 5-7 минут после пролета Дубровского на левом моторе была замечена небольшая тряска. Бортмеханик пытался безуспешно устранить тряску подогревом карбюратора и высотным корректором. Через 2-3 минуты он увидел в окно сизый дымок за передним капотом с левой стороны левого мотора. Из под задней кромки левого крыла также появился небольшой дым сизого цвета. Наддув левого мотора был уменьшен бортмехаником до 400-500 мм рт.ст. Самолет начал снижаться, временами входя в облачность. Дым усилился и бортмеханик рекомендовал командиру выключить левый мотор. Он был выключен, а винт зафлюгирован. В это время второй пилот заметил, что стрелка левого бензоманометра отклонилась вправо до отказа. Одновременно КВС увидел (на высоте 2 400 м), что из под капотов левого мотора в месте расположения сопла выбивает пламя. Он приказал выпустить шасси и выключил и зафлюгировал правый мотор. Винт правого мотора во флюгерное положение не встал и продолжал вращаться на большом шаге. КВС перевел самолет в пикирование с вертикальной скоростью до 15 м/с и приборной скоростью 300 км/ч. В процессе пикирования пламя на левом моторе продолжало увеличиваться. В пилотской кабине появился дым, а в пассажирской кабине – дым и пламя. По показаниям пассажиров, пламя появилось с левого борта между первым и вторым рядами кресел в месте расположения системы отопления. Бортмеханик покинул пилотскую кабину. После того, как он открыл дверь, в пилотскую кабину ворвался едкий дым. КВС и второй пилот открыли форточки и высунули головы. В 08:02 бортрадист передал: «Беда, беда, беда» и через две минуты после бортмеханика, без разрешения командира, также покинул пилотскую кабину. Связь с самолетом прекратилась. Второй пилот также дважды просил командира отпустить его в хвост, но получил отказ и находился в пилотской кабине до конца полета. На высоте 2 000 м левый мотор отвалился. Пилотирование усложнилось. Самолет продолжал удерживаться в пикировании, которое с высоты около 1 500 м выполнялось визуально. Пикирование продолжалось до высоты 300-400 м, после чего пилоты постепенно уменьшили угол пикирования. Перед землей самолет находился почти в режиме горизонтального полета. Он с левым креном начал цеплять верхушки деревьев в тайге, что позволило погасить скорость, и самолет ударился о землю сравнительно мягко, коснувшись сначала левым крылом. На борту продолжался пожар. Бортмеханик, бортрадист и 6 пассажиров-мужчин выбрались из самолета через входную дверь. Второй пилот и КВС покинули пилотскую кабину. 10 пассажиров, в том числе все женщины и дети, самолет покинуть не смогли и сгорели. Остальные получили ранения и ожоги. В 08:14, через две минуты после падения, произошел взрыв переднего правого бензобака. Самолет был полностью охвачен пламенем и сгорел до 41 шпангоута. Катастрофа произошла в 29 км юго-западнее Витима (59°20’ СШ, 112°07’ ВД). Самолет был обнаружен с воздуха через пять часов. Пострадавшим были сброшены продовольствие и лекарства. 19 апреля наземная группа прибыла на место и оказала им помощь. 20-21 апреля все пострадавшие были эвакуированы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 16 10
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ТС-62
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л862
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.12.1943
Заводской номер ВС 12136 (42-92346)
Наработка ВС (часы) 3686
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211922 6211493


Сведения о рейсе

Номер рейса 543
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киренск
Пункт назначения Олёкминск
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является пожар самолета в воздухе, который не был ликвидирован. Причину пожара установить не представляется возможным, так как левый мотор упал в тайгу с высоты 2 000 м и найти и исследовать его не удалось. Однако анализ показаний экипажа, пассажиров, техсостава и осмотр уцелевших остатков самолета дают основание считать, что очаг пожара возник на участке противопожарной перегородки с левой стороны, в месте расположения соединения бензопровода, идущего от карбюратора к системе заливки и бензоманометру около электромагнитного клапана разжижения масла, а пожар в пассажирской кабине явился результатом проникновения пламени через прогоревший в мотогондоле трубопровод отопления. Очаг пожара мог появиться вследствие негерметичности в соединении бензопровода карбюратора с трубкой бензоманометра. Контроль за этим участком со стороны инженерно-технического состава был недостаточным. Это соединение было выполнено в Иркутской ЛЭРМ в феврале с.г. по инициативе бортмеханика без чертежей и соответствующего утверждения главным инженером управления. Отклонение стрелки бензоманометра в крайнее правое положение после флюгирования винта и перекрытия крана левой группы бензобаков свидетельствует о воздействии на бензопроводы постороннего источника огня в винтомоторной установке, в результате чего в бензомагистрали значительно повысилось давление бензина. Резкое увеличение давления бензина могло привести к разрыву сильно нагретой бензомагистрали, что и вызвало выбрасывание пламени из под капота мотора и около сопла карбюратора. Первоначальная же течь бензина, вызвавшая возникновение огня и появление дыма на левом моторе, могла существенно не сказаться на показаниях бензоманометра.
    Сопутствующие причины:
    а) экипаж (бортмеханик и бортрадист, находившиеся в пассажирской кабине), в нарушение НПП-47, не пытался воспользоваться огнетушителями для ликвидации пожара и перекрыть заслонки отопления в пассажирской кабине;
    б) неправильные действия командира корабля, который не применил скольжение, чтобы сбить пламя с левого мотора и отвести его от фюзеляжа. Крутое пикирование, напротив, способствовало проникновению пламени в пассажирскую кабину;
    в) КВС не дал указаний экипажу по организации спасения пассажиров, в первую очередь, женщин и детей, после приземления. Экипаж в этом деле не проявил необходимой самоотверженности для выполнения своего долга;
    г) существенные недостатки в организации технического обслуживания самолетов ТС-62 в Иркутской ЛЭРМ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.