Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б а/к 'Вилюй' в районе Красноярска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 ноября 1998 г.
Время:  11:22
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, 4 км юго-западнее н.п. Сухая Емельяновского района
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  RA-12955
Авиакомпания:  Вилюй
Рейс:  ЯР-9301
 


Описание
    Самолет выполнял полет по заявке частной фирмы и был загружен коммерческим грузом (13380 кг продуктов, табачных изделий, одежды и обуви и 20 кг багажа). На борту находились 6 сопровождающих груз. В 02:27 мск экипаж произвел взлет в а/п Толмачево и в 03:48 произвел посадку для дозаправки в а/п Емельяново. В 04:10 мск экипаж под руководством КВС приступил к предполетной подготовке.
    Во время метеоконсультации экипаж был ознакомлен с прогнозом погоды по маршруту полета Красноярск - Мирный, с прогнозом погоды по аэродрому вылета «Емельяново», по аэродрому посадки Мирный и запасному аэродрому Ленск, а также с фактическими данными погоды аэродрома вылета, посадки, запасного.
    В 04:27 КВС принял решение на вылет. В 05:20:16 экипаж доложил диспетчеру старта о готовности к взлету и получил соответствующее разрешение. Время стоянки в а/п Емельяново составило 1 час 33 минуты. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    Взлет производился с МК=288° днем в сложных метеоусловиях. После разворота самолета на взлетный курс экипаж продолжил плавное движение ВС по ИВПП, при этом режим работы двигателей по ИКМ составлял 20-28кг/см2.
    В 05:20:22 экипаж доложил диспетчеру о начале взлета, для чего РУДы сначала внешних, а затем внутренних двигателей были переведены на взлетный режим. Взлет осуществлялся с закрылками, отклоненными на 15°. Разбег самолета начался в 05:20:28.
    В процессе руления и разбега самолет находился в заряде мощного ливневого снега увеличивающейся интенсивности при температуре наружного воздуха 0°С.
    На разбеге при достижении скорости 250 км/ч (скорость начала подъема носовой опоры шасси 245 км/ч, скорость отрыва 255 км/ч), руль высоты был отклонен до –9°, однако подъема передней стойки на расчетной скорости не произошло. Экипаж кратковременно отклонил штурвал «от себя» для увеличения скорости. Самолет оторвался только на скорости 280 км/ч в 05:21:32/33, после повторного отклонения руля высоты до -9°, пробежав за 64-65 сек. 2300-2400 м.
    Набор высоты выполнялся с вертикальной скоростью 3,5-4 м/с при поперечной раскачке самолета сразу после отрыва, которую пилот пытался парировать большими расходами элеронов. К 05:22:10 условия полета значительно ухудшились. Об этом можно судить по колебаниям зарегистрированных значений ИКМ, вертикальной перегрузки, скорости и изменениям характера отклонения рулей.
    В 05:22:12 руль высоты был отклонен на «кабрирование» до -4°, затем занял положение -1,5...-2°, а через 8 сек. отклонился на «пикирование» до 1,5°, вертикальная перегрузка изменялась с 1,3 до 0,8 ед. Одновременно амплитуда отклонения элеронов возросла до примерно 4°. Такие действия рулями, скорее всего, были связаны с реакцией пилота на вертикальные ветровые возмущения, которые возникли в связи с возможным попаданием ВС в зону сильной турбулентности и ливневого снега.
    В 05:22:18 экипаж доложил диспетчеру о взлете и получил разрешение на набор высоты 1 500 м. К 05:20:22 самолет практически прекратил набор высоты, высота полета составила 100-120 м, приборная скорость - 310...315 км/ч. Вес двигатели продолжали работать на взлетном режиме.
    В 05:22:26 на высоте 100-120 м, при скорости 320…330 км/ч экипаж приступил к уборке закрылков в один прием (с 15° до 0°). При уборке закрылков для парирования “просадки” руль высоты был отклонен на кабрирование до –5...–6°, но самолет из-за значительного уменьшения подъемной силы продолжал снижаться, при росте приборной скорости, начиная с 05:22:34 (при завершении уборки закрылков). После уборки закрылков экипаж производил резкие отклонения элеронов от балансировочного положения в диапазоне +7…-12°, что свидетельствует об изменении характеристик поперечной управляемости самолета.
    Последние 13 секунд полета характеризуется переходом экипажа в целом к функционированию в режиме эмоциональной психической деятельности по причине крайне необычного поведения самолета (прекращение набора высоты, раскачка по боковому каналу), вызвавшего прогрессивный рост психоэмоционального напряжения.
    Вынужденные несоразмерные действия элеронами и рулем высоты на этом этапе полета, направленные на удержание в воздухе самолета полностью отражают функционирование психики пилотирующего летчика в эмоциональном режиме.
    За 15-18 сек. до конца полета экипаж включил ПОС крыла. С учетом возникновения и развития ситуации использование противообледенительной системы эффекта не имело.
    Приблизительно за 3,2 секунды до столкновения экипаж предпринял выпуск закрылков, который позволил прекратить снижение самолета (в момент столкновения вертикальная скорость составляла 0 м/с). Однако, несмотря на предпринятые действия, из-за небольшой высоты полета и повышения рельефа местности предотвратить столкновение самолета с препятствиями не представилось возможным. В 05:22:47 самолет на скорости 340 км/ч, с креном 10-15°, на высоте 60 м над уровнем аэродрома, с закрылками в положении 12° и убранным шасси, столкнулся с первыми деревьями на расстоянии 5,4 км от конца ВПП, левее курса взлета, после чего началось разрушение конструкции самолета, который затем упал в лес, полностью разрушился и сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС RA-12955
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.03.1968
Заводской номер ВС 8345506
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса ЯР-9301
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Вилюй
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Красноярск (Емельяново)
Пункт назначения Мирный
Начальный пункт маршрута Новосибирск (Толмачево)
Конечный пункт маршрута Мирный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что на аэродроме Емельяново в день происшествия были благоприятные условия для возникновения обледенения от умеренного до сильного в облаках и осадках за счёт наличия активной фронтальной зоны, выпадающих осадков, нулевой температуры в слое от земли до 500 м, температурного слоя от 0° до -10° до высоты 1500 м - слой наиболее благоприятных условий для обледенения. В процессе руления и разбега самолет находился в заряде ливневого снега увеличивающийся интенсивности и оказался под воздействием обледенения, что обусловило увеличение длины, а так же времени разбега, вследствие ухудшения аэродинамических характеристик воздушного судна. Обработка самолета противообледенительной жидкостью не производилось. Снегопад начался при запуске двигателей, а после выруливания самолета со стоянки он усилился. Обледенение, по-видимому, началось на этапе руления. На поверхности крыла, оперения и других частях самолета мог образоваться слой льда или примерзшего снега, на который при попадании самолета в мощный снежно-ливневый заряд во время разбега и далее после отрыва произошло налипание снежно-ледяных отложений. Эти отложения могли возникнуть за очень короткий промежуток времени (менее минуты), толщина их, скорее всего, была небольшой, но они могли захватывать не только переднюю кромку, но и значительную часть верхней поверхности крыла и стабилизатора. При этом поверхность снсжно-ледяных отложений, вероятно, имела значительную шероховатость.
    На первом этапе разбега, при трехточечном положении воздушного судна, аэродинамические характеристики не оказывали существенного влияния на ситуацию.
    Сразу после отрыва самолета от ВПП появились колебания по крену, которые экипаж парировал большими расходами элеронов. В дальнейшем самолет практически прекратил набор высоты, после уборки закрылков в один прием ситуация стала перерастать в сложную.
    В процессе уборки закрылков скорость полета возросла, экипаж парировал просадку самолета взятием штурвала «на себя». Однако из-за значительного уменьшения подъемной силы самолет продолжал терять высоту со средней вертикальной скоростью З...5 м/с.
    В это же время после уборки закрылков появилась «раскачка» самолета по крену, которую экипаж парировал резкими отклонениями элеронов от балансировочного положения в диапазоне +7°...-12°.
    С этого момента при отсутствии запаса по высоте сложная ситуация перерастает в катастрофическую.
    При моделировании и оценке аэродинамических характеристик воздушного судна в условиях обледенения было получено, что в сложившейся ситуации снижение значения коэффициента подъемной силы и увеличение коэффициента лобового сопротивления в диапазоне утлов атаки 6°... 12° и среднем составляло 15...20% и 25...30%, соответственно. Такое изменение коэффициентов уменьшает аэродинамическое качество крыла в 1,3... 1,4 раза.
    Согласно заключению ГосНИИ ГА по проведенным в 1971 г летным испытаниям самолета Аи-12 с обледеневшим крылом в условиях естественного обледенения на малых скоростях полета, при наличии льда на крыле безопасность полета самолета Ан-12 на скоростях по прибору менее 320 км/ч с убранными закрылками не обеспечивается из-за резкого ухудшения характеристик поперечной управляемости. При закрылках, выпущенных на 15°, характеристики поперечной управляемости были удовлетворительными. При определенных условиях на обледеневшем самолете возникает раскачка по крену, для парирования которой, требуется большой расход элеронов, при этом наблюдается падение усилий с возникновением обратных усилий.
    Особо затруднительным является восстановление самолета в нейтральное положение (у=0°) из-за большой амплитуды колебаний по крену, самолет при каждой попытке «проскакивает» нейтральное положение. Необычное поведение самолета, как бы провоцирует летчика на неправильные действия по управлению самолетом и может быть расценено пилотом, как отказ управления ВС.
    По заключению комиссии, отказов и неисправностей авиационной техники, которые могли бы привести к возникновению и развитию аварийной ситуации, не выявлено.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с самолётом Ан-12 RA-12955 произошло вследствие ухудшения аэродинамических характеристик воздушного судна из-за возможного обледенения, что привело к самопроизвольному снижению самолёта после уборки закрылков, раскачке по крену и столкновению с лесным массивом.
    Быстротечность развития аварийной ситуации, отсутствие запаса по высоте полёта не позволили, несмотря на действия экипажа, избежать столкновения с лесным массивом.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.