Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2Т Якутского УГА в Северном Ледовитом океане
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  03 мая 1973 г.
Время:  16:40
Страна:  Государство неизвестно
Место происшествия:  Северный Ледовитый океан, 82° 15’ СШ, 125° 00’ ЗД (500 км северо-западнее о-вов Королевы Елизаветы, Канада)
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-04244
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
 


Описание
    Экипаж 248 летного отряда с проверяющим на борту выполнял экспедиционные полеты за Северным Полюсом в точках 1-2-3-4 по заявке ААНИИ. В 09:40 мск самолет вылетел с ледового аэродрома дрейфующей станции СП-21 в район точки 4 с координатами 82° 15’ СШ, 125° 00’ ЗД с научными сотрудниками на борту. Заданием предусматривалась посадка на льдине в этом районе для производства научных замеров сотрудниками ААНИИ.
    Прибыв в назначенное место в 15:40 мск, экипаж приступил к осмотру района для подбора площадки. Погода в районе точки была: ясно, видимость более 10 км, ветер 240° 4-6 м/с. После длительного поиска около 1 часа была выбрана площадка с размерами 600х1000 м. По внешним признакам было определено, что лед около месячной давности, имеет передувы, ровный без трещин, торошений и застругов. Поскольку этот лед формировался в апреле, у экипажа и научных сотрудников ААНИИ сложилось мнение о его примерной толщине более 50-70 см.
    Толщина соседних торошений свежих льдин и «Розы» 2-х пург, обозначенные передувами, убедили командира и проверяющего в окончательном решении о посадке на выбранную льдину. Посадка произведена в 16:40 мск. Наблюдающий за следом штурман доложил, что «след» сухой по пробегу. После неоднократного осмотра льдины методом руления, а также замера толщины льда гидрологами с помощью бура, толщина льда была определена равной 55 см. Экипаж остановил самолет в центре льдины и выключил двигатели, занявшись после этого детальным осмотром льдины. Гидрологи приступили к выполнению научных работ. Когда сотрудники ААНИИ прорубили льдину для установки приборов, то оказалось, что толщина льда в этом месте была равна 47 см. Ввиду того, что такая толщина льда является непригодной для длительной стоянки самолета, КВС принял решение на срочный вылет и перелет на другую льдину. После запуска двигателей и проделанной предварительно работы перед выруливанием, экипаж начал руление в конец полосы к месту приземления самолета. При подруливнии к месту посадки самолет провалился сперва левой, а затем правой лыжами, и плоскостями лег на лед. Бортрадист успел передать о случившемся на СП-21. По команде командира экипаж и сотрудники ААНИИ покинули самолет. В сложившейся аварийной обстановке экипаж и научные работники проявили исключительную выдержку и спокойствие, действовали четко и слаженно. В кратчайший срок на паковый лед было эвакуировано все необходимое оборудование и организован лагерь. С помощью радиостанции поддерживалась регулярная связь с базой. Экипаж и сотрудники ААНИИ эвакуированы со льдины самолетом Ан-2 на СП-21 через двое суток. В связи с невозможностью спасения самолета и наличия на борту секретного оборудования он был подорван зарядом взрывчатки и затонул.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета руление
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04244
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 33444701
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Проведенным расследованием установлено:
    - подготовка экипажа к полету была проведена в соответствии НПП ГА-71;
    - выбор льдины для посадки самолета производился в соответствии с «Инструкцией по ВШЭ» в ясную погоду, при хорошем освещении, с необходимым анализом, как со стороны экипажа, так и со стороны научных сотрудников. Внешний вид снежной поверхности, а также характер изломов льда на краях ледяного поля и соседних льдов свидетельствовали о достаточной толщине и прочности льда;
    - непосредственная причина проваливания самолета лыжами состоит в том, что при выруливании на старт самолет попал на небольшой клинообразный участок тонкого льда толщиной 25 см, который ни по цвету, ни по фигурному излому не просматривался и ничем не выделялся;
    - главной причиной происшествия является несовершенство действующей методики определения толщины льда с воздуха, так как она опирается исключительно на глазомерную оценку по эмпирически подобранным внешним признакам состояния снежной поверхности и изломов льда;
    - отсутствие инструментального замера толщины льда и научно обоснованных рекомендаций по определению структуры и качества льда создает серьезные трудности в подборе площадок с воздуха, что отрицательно сказывается на безопасности полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.