Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Уральского управления ГВФ близ ст. Богданович, Свердловская область
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 октября 1951 г.
Время:  03:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, 18 км южнее ст. Богданович
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4416
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское управление ГВФ, 3 ато
Рейс:  521
 


Описание
    Экипаж 3 авиаотряда выполнял рейс Адлер-Свердловск с посадками в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Пензе и Казани. Пробыв в воздухе 9 часов 4 минуты, экипаж в 21:33 10 октября произвел посадку в Казани. После кратковременного технического обслуживания и дозаправки 1 000 л горючего в 22:50 был произведен взлет. Взлет был разрешен начальником РДС Казань, который наличие ГСМ на борту и полетный вес (составлявший 10 733 кг) не проконтролировал. На борту находились 6 пассажиров и 992 кг груза.
    Прогноз погоды по маршруту с 22:55 до 03:00 предусматривал: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 200-300 м, верхняя граница выше 3 000 м. В облаках интенсивное обледенение, дождь, дымка, видимость 2-4 км, ветер северо-западный 15-25 км/ч.
    В 23:14 экипаж сообщил в РДС Казань, что набрал эшелон 2 400 м и следует между слоями и в облачности. В дальнейшем полет выполнялся в облачности и началось интенсивное обледенение самолета. Приборная скорость полета уменьшилась с 220 до 190 км/ч.
    В 23:23 экипаж сообщил РДС об обледенении, запросил смену эшелона на 3 000 м и сообщил местонахождение – 140 км от Казани. РДС смену эшелона разрешила. После набора высоты до 3 000 м полет до Янаула выполнялся преимущественно над облачностью.
    В 23:33 на борт передана погода а/п Кольцово. В 23:40 бортрадист установил связь с Кольцово и сообщил о полете на эшелоне 3 000 м над облаками. Экипаж следовал на привод Янаула по радиокомпасу и в 0:30 вышел на него. После пролета Янаула дальнейший полет проходил на эшелоне 3 000 м в облаках в условиях обледенения и сильных радиопомех. Все попытки экипажа установить двухстороннюю связь с Кольцово были безуспешны, хотя работу каналов связи экипаж слышал. Попытки настроиться на привод Кольцово не дали результатов, так как индикатор курса не давал устойчивых показаний (стрелка ходила по кругу), хотя работа привода и позывные прослушивались. По истечении расчетного времени прибытия в Кольцово КВС начал вызывать АДС по командной радиостанции и в 01:44 ему удалось установить связь. Он передал: «полет на эшелоне 3 000 м в облаках, радиокомпас привод не берет, по-видимому, порвало антенну». Слышимость была слабая. Из АДС передали: «снижайтесь до 1 800 м». На этом связь прекратилась и больше ее установить не удалось. Дальнейший полет проходил со снижением до 1 800 м. Так как по радиокомпасу пролет Кольцово экипаж определить не мог, а расчетное время пролета истекло, экипаж принял решение продолжать полет на восток, где местность ровная, и там пробивать облачность.
    Около 03:00 экипаж курсом 65-75° в неизвестном районе вышел под облачность на высоте 300 м. Полет выполнялся в снегопаде. Чтобы не терять землю, КВС снизился до 100 м и ниже. Все это время бортрадист пытался установить связь с Кольцово по командной радиостанции, используя ее антенну. Эти попытки оказались безуспешными, хотя он слышал работу каналов связи а/п Кольцово.
    В 03:07 бортрадист настроился на привод Кольцово, используя АРК-5 с подключенной к нему антенной РПКО-10М, и получил устойчивые показания (на 180°). Дальнейший полет выполнялся с курсами 260-240° на запад. Через 10-15 минут полета экипаж вышел на хорошо освещенный населенный пункт, который опознать не удалось, так как на полетной карте его не было (карта кончалась в 70 км восточнее Кольцово). Экипаж продолжил полет на запад по железной дороге. Горючего к этому времени оставалось около 50-60 л. Было принято решение производить посадку с убранными шасси. Посадка производилась при снегопаде в условиях плохой видимости, без применения осветительных ракет ПАР-8 (попытки их сбросить не дали результатов, так как примененные усилия были недостаточными). Посадка была произведена в 18 км южнее станции Богданович (координаты 56° 37’ СШ, 62° 03’ ВД в 70 км от Кольцово) на болото площадью 200х200 м с кочками высотой до 0,5 м с МК=220°. Перед касанием самолет сбил верхушки нескольких деревьев на краю болота. После касания земли носом и моторами самолет отделился и пролетел еще 35-40 м. КВС и второй пилот получили тяжелые ранения (второй пилот скончался в больнице на следующий день). Остальные пассажиры и члены экипажа получили легкие ранения. Пожар на левом моторе ликвидирован усилиями бортмеханика.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4416
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.04.1948
Заводской номер ВС 18428502
Наработка ВС (часы) 4169
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-694 6211-2329


Сведения о рейсе

Номер рейса 521
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское управление ГВФ, 3 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Казань
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Сочи (Адлер)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является потеря ориентировки экипажем, приведшая к вынужденной посадке ночью на незнакомой местности при полной выработке горючего. Этому способствовали:
    а) Сложные метеоусловия на трассе Казань-Янаул-Кольцово, сопровождавшиеся сильным обледенением, которые не были оценены и учтены при выпуске самолета из Казани;
    б) Отсутствие возможности ведения связи в полете из-за обрыва антенны радиокомпаса вследствие обледенения, которая после обрыва замкнула все другие антенны на корпус самолета, и нарушение нормальной работы радиокомпаса. В результате этого экипаж не смог определить точного местонахождения;
    в) Нарушение экипажем элементарных правил компасной навигации, Экипаж не вел исчисления пути, не записывал даже курса и времени. Все усилия экипаж направлял на установление двухсторонней связи, не уделяя должного внимания на восстановление работы АРК-5 или использование РПКО-10М, а также использование метода слуховой пеленгации с помощью АРК-5. Когда экипаж все же восстановил работу АРК-5, горючее было уже на исходе и выйти на а/д Кольцово не представлялось возможным;
    г) Неудовлетворительное руководство полетом РДС Казань и Кольцово. Самолет был выпущен в полет на эшелон 2 400 м, затем на 3 000 м, где было интенсивное обледенение. РДС Кольцово несвоевременно снизила самолет на низший эшелон, где обледенение было более слабым. Ходом полета начальник и диспетчер РДС Казани не интересовались, хотя получали доклады от других экипажей об интенсивном обледенении на участке трассы Казань-Кольцово. Диспетчер РДС Казань, разрешив занятие эшелона 3 000 м, дальнейшим полетом не интересовался, даже после прекращения связи. Диспетчер РДС Кольцово после сообщения от экипажа о пролете Янаула до 01:10 не пытался принять никаких мер к установлению связи с экипажем. Об отсутствии связи диспетчер никому не докладывал и начал принимать меры для установки связи только по запросу со старта от РП. Начальник УРДС и ст. диспетчер РДС, зная о слабой подготовке диспетчера РДС а/п Кольцово, который был переведен на эту работу из мотористов, а до 1946 г был пилотом По-2 (снят за нарушения), оставили его одного для руководства полетами в сложной метеообстановке;
    д) Слабый контроль за навигационной подготовкой и ведением штурманской полетной документации экипажами в 3 ато;
    е) Переутомление экипажа вследствие длительного пребывания в воздухе в рейсе 10 и 11 октября (всего 13 ч 54 мин);
    ж) Неудовлетворительное комплектование экипажа на данный рейс в 3 ато. Вместо явившегося на рейс в состоянии алкогольного опьянения второго пилота в состав экипажа был включен второй пилот другого экипажа (замена допускается только в случае болезни).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.