Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе а/п Мама
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 апреля 1951 г.
Время:  08:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, 18 км северо-западнее аэропорта Мама
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-Л4467
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
 


Описание
    Экипаж 11 авиаотряда в день происшествия выполнил полет по маршруту Киренск - Усть-Кут – Мама – Киренск. Затем он должен был вторично выполнить полет в Маму, но в связи с ухудшением погоды (ниже минимума) в а/п Мама самолет был выпущен до Бодайбо с коммерческой загрузкой до Мамы. Вес груза (соленая рыба в бочках) составлял 1 382 кг. Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 10:30 мск предусматривал: облачность 3-7 баллов слоисто-кучевая, к концу маршрута 7-10 баллов, слоисто-дождевая высотой 1000-1500 м, и средняя, снег, видимость более 10 км, в снегопаде – 1-2 км, в облаках обледенение, ветер юго-западный 35-45 км/ч. Взлет произведен в 07:35 мск. На борту находились пять членов экипажа и три члена другого экипажа, которые также были включены в состав экипажа в задании на полет. В 07:48 экипаж набрал эшелон 2 400 м. В 07:54-08:00 экипаж по запросу получил погоду Бодайбо: облачность 10/6 баллов, слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 20 км, ветер восточный 3 м/с. В 08:25 экипаж доложил: «в 08:20 прошел Дубровск, полагаю в 08:47 быть в Маме». В 08:35 экипаж сообщил в а/п Мама, что подходит к аэропорту на высоте 1 500 м визуально, и запросил условия посадки. Диспетчер а/п Мама разрешил визуальный подход и передал условия посадки: ветер юго-западный 3 м/с, давление 734,8 мм рт.ст., посадочный курс 140°. Подтверждения экипаж не дал и на последующие вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен в тайге в 18 км северо-западнее а/п Мама разрушенным. Он находился на левом берегу реки Витим на обрезе берега. Хвостовая часть свешивалась с берега до льда реки. Катастрофа произошла в 08:40 мск.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4467
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.04.48
Заводской номер ВС 4002
Наработка ВС (часы) 2667
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-1253 811037


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киренск
Пункт назначения Мама
Начальный пункт маршрута Киренск
Конечный пункт маршрута Мама


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    1) Полеты самолетов ВСУ ГВФ для перевозки грузов между аэропортами Киренск, Мама, Бодайбо и др. были организованы плохо. Неоднократно, наряду с письменными заданиями выполнять полет до Бодайбо, устно давалось разрешение производить посадку при благоприятной фактической погоде в Маме. В нарушение существующей инструкции в а/п Мама подход часто производился со снижением на маршруте и по руслу реки Витим.
    2) Метеоусловия в районе а/п Мама на 08:05 были следующими: шторм, проходящие заряды снегопада с ухудшением видимости до 1 км и усилением порывов ветра до 9 м/с над горами, а у земли до 12-15 м/с. Снежные заряды смещались в северо-западном направлении, т.е. навстречу самолету Ли-2. Горы по берегам Витима и сужение долины реки в направлении захода на посадку значительно увеличивали скорость ветра и болтанку в снеговых зарядах.
    3) Разрешение на полет дал начальник РДС Киренск Соловьев, одновременно устно разрешив посадку в Маме при наличии благоприятной погоды. Полетом он не руководил. Сообщение экипажа о самовольном снижении до 1 500 м и запрос условий посадки в Маме к никакому вмешательству со стороны Соловьева не привели.
    4) Командир корабля, имея письменное задание на полет до Бодайбо и устное до Мамы, изменил заданный эшелон, перешел на визуальный полет на высоте 1 500 м, затем, в нарушение инструкции полетов в а/п Мама, снижаясь для посадки, отклонился влево от трассы на 6 км и в долине реки Витим попал в мощный снежный заряд со шквальным ветром. В этих условиях он не справился с пилотированием. Самолет под углом 75-80° с правым креном, работающими моторами и выпущенными шасси столкнулся с землей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Плохая организация полетов в аэропортах Киренского района и неудовлетворительное руководство полетами со стороны начальника а/п Киренск Соколова и начальника РДС Соловьева
    2) Сложные метеоусловия в районе а/п Мама, включавшие сильную турбулентность воздуха (которая не прогнозировалась АМСГ). Командир корабля в этих условиях с пилотированием не справился м самолет в штопорном положении упал на берег реки Витим.
    3) Нарушение командиром корабля НПП-47, выразившееся в изменении маршрута полета, эшелона и в невыполнении инструкции по производству полетов в а/п Мама.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.