Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-й ОАГ ГВФ в районе а/п Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 марта 1951 г.
Время:  20:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, близ а/п Внуково
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1313
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Самолет Ил-12 Л-1313 1-ой ОАГ ГВФ был сдан в ремонт на АРБ-400 9 марта. После завершения ремонта, 29 марта в 15:35 экипаж под командованием летчика-испытателя ЛИС АРБ-400 Рябуна (здесь и далее все фамилии изменены) произвел взлет в а/п Внуково для контрольно-испытательного полета. Кроме экипажа на борту находились нач. ЛИС АРБ-400 Катин, инспектор по качеству ГУ ГВФ Ройтман и два техника. На борту находилось 2 000 кг топлива. Прогноз погоды в районе а/п Внуково с 15:00 до 19:30 предусматривал: облачность 10 баллов слоистая высотой 100-200 м, без осадков, видимость 2-4 км, дымка, ветер юго-западный 2-5 м/с. Высота верхней границы облаков 500-1000 м. Согласно приказу начальника ГУ ГВФ выпуск самолетов в испытательный полет разрешен при высоте облачности не ниже 200 м и горизонтальной видимости не менее 2 км. С 17:15 видимость начала уменьшаться до 1 500 м и в 18:45 достигла 1 000 м при высоте облачности 80 м. В 18:50 аэродром закрыло туманом с видимостью 400 м и дождем. В дальнейшем туман усиливался и горизонтальная видимость к 20:45 уменьшилась до 60 м. Туман продержался всю ночь. В нарушение вышеупомянутого приказа руководитель полетов Барклов выпустил самолет при фактической высоте облачности 80-90 м, а Рябун и Катин в нарушение данного приказа произвели вылет. После взлета, пробив облачность, самолет вышел поверх облаков и экипаж приступил к контрольным испытаниям, не произведя предварительного 15-ти минутного облета самолета в визуальных условиях для проверки приборов и самолетных радиосредств, как это предусмотрено тем же приказом. Это второе нарушение было обусловлено первым, так как производить визуальный полет в районе аэропорта с интенсивным движением при высоте облачности ниже 100 м было невозможно. Данное нарушение Катин заранее согласовал с Баркловым. Доложив, что верхняя кромка облачности 450 м, Катин прекратил связь и возобновил ее только в 17:00, сообщив, что отказал радиокомпас. С 16:20 бортрадист начал запрашивать пеленги. До 16:55 было передано более 10 пеленгов на радиостанцию в пределах 53-65°. К 17:05 экипаж вновь запросил пеленг, но пеленги на борт начали передаваться только с 17:44 вследствие того, что до этого времени они или не получались или радиопеленгатор был занят работой с другими самолетами. С 17:44 до 18:14 был передан ряд пеленгов в пределах 188-200°. При этом пеленги были ориентировочными. На запрос радиопеленгатора экипаж передал, что высота полета 150 м визуально (когда выяснилось, что радиокомпас неисправен, примерно через 1 час полета Рябун принял решение прекратить его выполнение и вернуться в а/п Внуково. Потеряв ориентировку и не зная своего местонахождения, экипаж пробил облака и вышел на визуальный полет над неизвестным им районом). Малая высота полета, безусловно, оказывала влияние на точность пеленгации. С 18:24 по 18:50 на борт передан ряд пеленгов 297-303°. В 18:30 Нач. МЦА Татаров приказал экипажу вследствие потери ориентировки произвести вынужденную посадку на фюзеляж на площадку с подбором. Рябун приказа не выполнил. Затем экипаж восстановил ориентировку и в 18:55 самолет прошел над радиопеленгатором. В 19:00 Рябун запросил завести его на посадку по радиопеленгатору с курсом 196°. Татаров ему отказал, так как на полосе находилось большое количество самолетов, а видимость была 200-300 м. В 19:05 Татаров разрешил посадку самолету Ил-12 Л-1467 1-й ОАГ ГВФ (КК Стефанов). Этот самолет начал задевать верхушки деревьев. Стефанов набрал высоту и был направлен на запасной а/д Клин, где произвел посадку. С 19:00 до 20:00 из десяти самолетов, находившихся в зоне а/п Внуково, два были посажены во Внуково, а остальные направлены на запасные аэродромы Клин, Калинин и Дягилево. С 19:10 до 19:15 Рябун вновь просил посадку, но РП Барклов ему ответил: «Вам еще терпимо, посажу два самолета и затем посажу Вас». В 19:20 Рябун вновь запросил посадку. На вопрос Татарова о горючем Рябун ответил, что остаток 400 л. После этого Рябуну был разрешен заход на посадку по радиолокатору. В процессе захода на посадку самолет находился значительно левее линии посадки и ушел на второй круг. В 19:40 Татаров передал на борт погоду а/д Клин (НГО 250 м, видимость 6 км) и приказал идти туда на высоте 200 м визуально с МК=330° с расчетным временем полета 19 минут. Приказание было повторено трижды, однако Рябун настаивал на посадке во Внуково, заверяя, что он в совершенстве владеет посадкой в СМУ. Татаров снова ему отказал. Самолет направился в Клин. Полет проходил вначале на высоте 300-400 м с постепенным снижением до 100 м и ниже. Согласно пеленгам, самолет шёл по направлению правильно, однако, экипаж Клина не обнаружил и ушел значительно дальше, почти под Калинин. С 19:45 Клин усиленно вызывал самолет и через некоторое время получил ответ с борта. РП а/д Клин Поликарпов принял все меры для обеспечения посадки самолета, но больше ответов с борта не было. С аэродрома слышали звук моторов пролетающего самолета, но, вследствие того, что Рябун выполнял полет на очень низкой высоте, связь была плохой и он не мог заметить аэродром. В 20:13 бортрадист Гавриков вызвал Внуково и запросил пеленги на этот аэродром. При этом он сообщил: «Идем к Вам». Татаров передал, что посадку запрещает и потребовал произвести посадку в Клину. Гавриков ответил: «Клин не нашли, идем к Вам». Татаров еще несколько раз повторял запрет на посадку во Внуково и приказал в случае потери ориентировки производить посадку на подобранную площадку. В 20:49 самолет вновь появился над радиопеленгатором а/п Внуково, сообщив: «Подхожу к Вам на высоте 200 м». Затем Рябун продолжал настойчиво требовать посадку, заверяя, что ее гарантирует. На запрос о количестве горючего он ответил – 400 л, но он сомневается. Татаров дал согласие на посадку в аэропорту и приказал заводить самолет по радиолокатору. Судя по направлению движения самолета, радиолокатор вел самолет параллельно основной посадочной полосе с МК=242°. Рябун в процессе захода допустил значительное снижение ниже безопасной высоты. В 1 275 м от границы ВПП самолет правым винтом срубил верхушку мачты бездействующего контрольного радиоцентра высотой 15 м и снес антенну на другой мачте левой плоскостью. Затем самолет с разворотом вправо и правым креном со снижением пошел к земле, сталкиваясь с деревьями и разрушаясь. В 20:57 самолет с выпущенными шасси произвел посадку среди деревьев между дорогой от Киевского шоссе на аэропорт и жилыми корпусами пос.Аэропорт. Передняя опора шасси была сбита. Носовая часть фюзеляжа с пилотской кабиной разрушилась по 8-й шпангоут. Часть правой плоскости оторвалась и находилась в 100-120 м от самолета. Правый мотор оторвался. Комиссией был слит остаток горючего из баков. В передних баках находилось 12 л, в задних 8 л. Двигатели при столкновении с землей работали. Рябун, а также второй пилот и бортмеханик получили тяжелые ранения и скончались в больнице в период с 29 по 31 марта. Катин и оба техника получили легкие ранения. Ройтман и Гавриков – ушибы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1313
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.04.1947
Заводской номер ВС 30019
Наработка ВС (часы) 1278
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 82910290 82910071


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что Гавриков до вылета докладывал о неправильных показаниях радиокомпаса, однако ни Катин, ни нач. АРБ-400 Елкин не придали этому значения и выпустили самолет в полет. Радиокомпас был неправильно смонтирован при ремонте самолета на АРБ-400 (вероятно, перепутаны концы проводов). Точную причину неправильных показаний радиокомпаса установить не удалось вследствие разрушения пилотской кабины. Вылет произведен без плана полета, без бортжурнала (вследствие чего Гавриков вел запись переговоров на клочках бумаги и кусках фанеры), с неподготовленными для полета полетными картами, с не сверенным с контрольным экземпляром регламентом средств связи и радионавигации (не было внесено 19 изменений, в том числе по радиосредствам запасного а/д Клин). До 19:00 с левого сиденья пилотировал Катин, не имеющий пилотского свидетельства, а затем второй пилот Столяров, не готовый к пилотированию с левого сиденья. Только после 20:00 Рябун пересел на левое сиденье, а Стокляков – на правое. Катин и ранее неоднократно выполнял полеты в качестве второго пилота, о чем было известно Елкину. После взлета, не выполнив проверку приборов и радиосредств до пробивания облаков, Рябун обнаружил неисправность радиокомпаса только над облаками. В нарушение НПП-47 он не прекратил полет и не произвел немедленную посадку. Из-за отсутствия бортжурнала экипаж не отмечал изменений направления полета по времени и вследствие этого потерял ориентировку. КК Рябун из чувства ложного самолюбия ни разу не запросил расчетного места самолета и выразил неудовольствие, когда Катин сообщил на землю о неправильных показаниях радиокомпаса. Получая радиопеленги, экипаж не прокладывал их на карте, хотя не знал своего местонахождения. С 18:30 до 20:40 Татаров трижды передавал Рябуну приказания о вынужденной посадке с подбором, также ему это советовали Катин и Ройтман, однако Рябун пренебрег приказами. Прогноз погоды не оправдался к концу срока. Однако в 15:10 дежурный синоптик выдала штормовое предупреждение, предусматривающее с 16:00 до 0:00 облачность 10 баллов высотой ниже 100 м и видимость менее 1 000 м в тумане.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы являются:
    1) Выпуск самолета в испытательный полет при погоде ниже установленного минимума.
    2) Выпуск самолета с неисправным радиокомпасом.
    3) Грубое нарушение НПП-47 Рябуном и Катиным при выпуске самолета и при производстве полета.
    4) Отсутствие порядка и дисциплины среди руководящих работников и экипажей ЛИС.
    5) Неблагоприятные метеоусловия (туман) в а/п Внуково с 18:50.
    6) Неблагоприятные условия для радиопеленгации самолета, вызванные малой высотой полета, а также работой одного оператора радиопеленгатора за двоих.
    Виновники:
    а) КК Рябун – вылетел с нарушением НПП-47, не выполнил приказы о посадке с убранными шасси, допустил к пилотированию с левого сиденья Катина (своего начальника), а затем второго пилота Стоклякова, пренебрег элементарными правилами ведения навигации, проявил излишнюю самоуверенность, зазнайство и переоценку своих сил;
    б) РП Барклов – выпустил экипаж в испытательный полет при погоде ниже установленного приказом нач. ГУ ГВФ минимума погоды;
    в) Нач. ЛИС Катин – вылетел в качестве пилота, не имея на то права, не установил порядка и дисциплины в подчиненном ему экипаже и сам способствовал нарушениям;
    г) Нач. АРБ-400 Елкин – не навел порядок и дисциплину в ЛИС, разрешил Катину выполнять обязанности второго пилота, разрешил вылет самолета с неисправным радиокомпасом и при погоде ниже минимума;
    д) инспектор по качеству ГУ ГВФ Ройтман – не пресек целую серию нарушений при выпуске самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.