Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-й ОАГ ГВФ в районе а/п Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 марта 1951 г.
Время:  20:57
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, район а/п Внуково
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1313
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Самолет Ил-12 Л-1313 1-ой ОАГ ГВФ был сдан в ремонт на АРБ-400 9 марта. После завершения ремонта, 29 марта в 15:35 экипаж под командованием летчика-испытателя ЛИС АРБ-400 Рубана И.О. (далее – командир корабля) произвел взлет в а/п Внуково для контрольно-испытательного полета. Кроме экипажа на борту находились нач. ЛИС АРБ-400, инспектор по качеству ГУ ГВФ и два техника. На борту находилось 2 000 кг топлива.
    Прогноз погоды в районе а/п Внуково с 15:00 до 19:30 предусматривал: облачность 10 баллов слоистая высотой 100-200 м, без осадков, видимость 2-4 км, дымка, ветер юго-западный 2-5 м/с. Высота верхней границы облаков 500-1000 м.
    Согласно приказу начальника ГУ ГВФ выпуск самолетов в испытательный полет разрешен при высоте облачности не ниже 200 м и горизонтальной видимости не менее 2 км.
    С 17:15 видимость начала уменьшаться до 1 500 м и в 18:45 достигла 1 000 м при высоте облачности 80 м. В 18:50 аэродром закрыло туманом с видимостью 400 м и дождем. В дальнейшем туман усиливался и горизонтальная видимость к 20:45 уменьшилась до 60 м. Туман продержался всю ночь. В нарушение вышеупомянутого приказа руководитель полетов выпустил самолет при фактической высоте облачности 80-90 м, а командир корабля и начальник ЛИС в нарушение данного приказа произвели вылет. После взлета, пробив облачность, самолет вышел поверх облаков и экипаж приступил к контрольным испытаниям, не произведя предварительного 15-ти минутного облета самолета в визуальных условиях для проверки приборов и самолетных радиосредств, как это предусмотрено тем же приказом. Это второе нарушение было обусловлено первым, так как производить визуальный полет в районе аэропорта с интенсивным движением при высоте облачности ниже 100 м было невозможно. Данное нарушение начальник ЛИС заранее согласовал с руководителем полетов. Доложив, что верхняя кромка облачности 450 м, начальник ЛИС прекратил связь и возобновил ее только в 17:00, сообщив, что отказал радиокомпас.
    С 16:20 бортрадист начал запрашивать пеленги. До 16:55 было передано более 10 пеленгов на радиостанцию в пределах 53-65°. К 17:05 экипаж вновь запросил пеленг, но пеленги на борт начали передаваться только с 17:44 вследствие того, что до этого времени они или не получались или радиопеленгатор был занят работой с другими самолетами. С 17:44 до 18:14 был передан ряд пеленгов в пределах 188-200°. При этом пеленги были ориентировочными. На запрос радиопеленгатора экипаж передал, что высота полета 150 м визуально (когда выяснилось, что радиокомпас неисправен, примерно через 1 час полета командир корабля принял решение прекратить его выполнение и вернуться в а/п Внуково. Потеряв ориентировку и не зная своего местонахождения, экипаж пробил облака и вышел на визуальный полет над неизвестным им районом. Малая высота полета, безусловно, оказывала влияние на точность пеленгации. С 18:24 по 18:50 на борт передан ряд пеленгов 297-303°.
    В 18:30 Нач. МЦА приказал экипажу вследствие потери ориентировки произвести вынужденную посадку на фюзеляж на площадку с подбором. Командир корабля приказа не выполнил. Затем экипаж восстановил ориентировку и в 18:55 самолет прошел над радиопеленгатором. В 19:00 Командир корабля запросил завести его на посадку по радиопеленгатору с курсом 196°. Нач. МЦА ему отказал, так как на полосе находилось большое количество самолетов, а видимость была 200-300 м. В 19:05 нач. МЦА разрешил посадку самолету Ил-12 Л-1467 1-й ОАГ ГВФ. Этот самолет начал задевать верхушки деревьев. Командир этого экипажа набрал высоту и был направлен на запасной а/д Клин, где произвел посадку. С 19:00 до 20:00 из десяти самолетов, находившихся в зоне а/п Внуково, два были посажены во Внуково, а остальные направлены на запасные аэродромы Клин, Калинин и Дягилево.
    С 19:10 до 19:15 командир корабля вновь просил посадку, но руководитель полетов ему ответил: «Вам еще терпимо, посажу два самолета и затем посажу Вас». В 19:20 командир корабля вновь запросил посадку. На вопрос начальника МЦА о горючем командир корабля ответил, что остаток 400 л. После этого командиру корабля был разрешен заход на посадку по радиолокатору. В процессе захода на посадку самолет находился значительно левее линии посадки и ушел на второй круг.
    В 19:40 начальник МЦА передал на борт погоду а/д Клин (НГО 250 м, видимость 6 км) и приказал идти туда на высоте 200 м визуально с МК=330° с расчетным временем полета 19 минут. Приказание было повторено трижды, однако командир корабля настаивал на посадке во Внуково, заверяя, что он в совершенстве владеет посадкой в сложных метеоусловиях. Начальник МЦА снова ему отказал.
    Самолет направился в Клин. Полет проходил вначале на высоте 300-400 м с постепенным снижением до 100 м и ниже. Согласно пеленгам, самолет шёл по направлению правильно, однако, экипаж Клина не обнаружил и ушел значительно дальше, почти под Калинин. С 19:45 Клин усиленно вызывал самолет и через некоторое время получил ответ с борта. Руководитель полетов а/д Клин принял все меры для обеспечения посадки самолета, но больше ответов с борта не было. С аэродрома слышали звук моторов пролетающего самолета, но, вследствие того, что командир корабля выполнял полет на очень низкой высоте, связь была плохой и он не мог заметить аэродром.
    В 20:13 бортрадист экипажа вызвал Внуково и запросил пеленги на этот аэродром. При этом он сообщил: «Идем к Вам». Начальник МЦА передал, что посадку запрещает, и потребовал произвести посадку в Клину. Бортрадист ответил: «Клин не нашли, идем к Вам». Нач. МЦА еще несколько раз повторял запрет на посадку во Внуково и приказал в случае потери ориентировки производить посадку на подобранную площадку.
    В 20:49 самолет вновь появился над радиопеленгатором а/п Внуково, сообщив: «Подхожу к Вам на высоте 200 м». Затем командир корабля продолжал настойчиво требовать посадку, заверяя, что ее гарантирует. На запрос о количестве горючего он ответил – 400 л, но он сомневается. Начальник МЦА дал согласие на посадку в аэропорту и приказал заводить самолет по радиолокатору. Судя по направлению движения самолета, радиолокатор вел самолет параллельно основной посадочной полосе с МК=242°. Командир корабля в процессе захода допустил значительное снижение ниже безопасной высоты. В 1 275 м от границы ВПП самолет правым винтом срубил верхушку мачты бездействующего контрольного радиоцентра высотой 15 м и снес антенну на другой мачте левой плоскостью. Затем самолет с разворотом вправо и правым креном со снижением пошел к земле, сталкиваясь с деревьями и разрушаясь. В 20:57 самолет с выпущенными шасси произвел посадку среди деревьев между дорогой от Киевского шоссе на аэропорт и жилыми корпусами пос. Аэропорт. Передняя опора шасси была сбита. Носовая часть фюзеляжа с пилотской кабиной разрушилась по 8-й шпангоут. Часть правой плоскости оторвалась и находилась в 100-120 м от самолета. Правый мотор оторвался.
    Комиссией был слит остаток горючего из баков. В передних баках находилось 12 л, в задних 8 л. Двигатели при столкновении с землей работали.
    Командир корабля, а также второй пилот и бортмеханик получили тяжелые ранения и скончались в больнице в период с 29 по 31 марта. Начальник ЛИС и оба техника получили легкие ранения. Инспектор по качеству ГУ ГВФ и бортрадист – ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1313
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.04.1947
Заводской номер ВС 30019
Наработка ВС (часы) 1278
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 82910290 82910071


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Испытательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что бортрадист до вылета докладывал о неправильных показаниях радиокомпаса, однако ни начальник ЛИС АРБ-400, ни начальник АРБ-400 не придали этому значения и выпустили самолет в полет. Радиокомпас был неправильно смонтирован при ремонте самолета на АРБ-400 (вероятно, перепутаны концы проводов). Точную причину неправильных показаний радиокомпаса установить не удалось вследствие разрушения пилотской кабины.
    Вылет произведен без плана полета, без бортжурнала (вследствие чего бортрадист вел запись переговоров на клочках бумаги и кусках фанеры), с неподготовленными для полета полетными картами, с не сверенным с контрольным экземпляром регламентом средств связи и радионавигации (не было внесено 19 изменений, в том числе по радиосредствам запасного а/д Клин).
    До 19:00 с левого сиденья пилотировал начальник ЛИС, не имеющий пилотского свидетельства, а затем второй пилот, не готовый к пилотированию с левого сиденья. Только после 20:00 командир корабля пересел на левое сиденье, а второй пилот – на правое. Начальник ЛИС АРБ-400 и ранее неоднократно выполнял полеты в качестве второго пилота, о чем было известно начальнику АРБ-400.
    После взлета, не выполнив проверку приборов и радиосредств до пробивания облаков, командир корабля обнаружил неисправность радиокомпаса только над облаками. В нарушение НПП-47, он не прекратил полет и не произвел немедленную посадку. Из-за отсутствия бортжурнала экипаж не отмечал изменений направления полета по времени и вследствие этого потерял ориентировку. Командир корабля из чувства ложного самолюбия ни разу не запросил расчетного места самолета и выразил неудовольствие, когда начальник ЛИС сообщил на землю о неправильных показаниях радиокомпаса. Получая радиопеленги, экипаж не прокладывал их на карте, хотя не знал своего местонахождения.
    С 18:30 до 20:40 начальник МЦА трижды передавал командиру корабля приказания о вынужденной посадке с подбором, также ему это советовали начальник ЛИС и инженер по качеству, однако командир корабля пренебрег приказами.
    Прогноз погоды не оправдался к концу срока. Однако в 15:10 дежурный синоптик выдала штормовое предупреждение, предусматривающее с 16:00 до 0:00 облачность 10 баллов высотой ниже 100 м и видимость менее 1 000 м в тумане.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     
    Основными причинами катастрофы являются:
    1) Выпуск самолета в испытательный полет при погоде ниже установленного минимума.
    2) Выпуск самолета с неисправным радиокомпасом.
    3) Грубое нарушение НПП-47 командиром корабля и начальником ЛИС при выпуске самолета и при производстве полета.
    4) Отсутствие порядка и дисциплины среди руководящих работников и экипажей ЛИС.
    5) Неблагоприятные метеоусловия (туман) в а/п Внуково с 18:50.
    6) Неблагоприятные условия для радиопеленгации самолета, вызванные малой высотой полета, а также работой одного оператора радиопеленгатора за двоих.
    Виновники:
    а) Командир корабля – вылетел с нарушением НПП-47, не выполнил приказы о посадке с убранными шасси, допустил к пилотированию с левого сиденья начальника ЛИС АРБ-400 (своего начальника), а затем второго пилота, пренебрег элементарными правилами ведения навигации, проявил излишнюю самоуверенность, зазнайство и переоценку своих сил;
    б) Руководитель полетов а/п Внуково – выпустил экипаж в испытательный полет при погоде ниже установленного приказом нач. ГУ ГВФ минимума погоды;
    в) Начальник ЛИС АРБ-400 – вылетел в качестве пилота, не имея на то права, не установил порядка и дисциплины в подчиненном ему экипаже и сам способствовал нарушениям;
    г) Начальник АРБ-400 – не навел порядок и дисциплину в ЛИС, разрешил начальнику ЛИС выполнять обязанности второго пилота, разрешил вылет самолета с неисправным радиокомпасом и при погоде ниже минимума;
    д) инспектор по качеству ГУ ГВФ – не пресек целую серию нарушений при выпуске самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Командир корабля, летчик испытатель ЛИС АРБ-400 Рубан Илья Онуфриевич. ФИО публикуется с разрешения внучки Рубана И.О., Ивановой Л.С.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.