Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Владивостокского ОАО близ а/п Терней
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 марта 1975 г.
Время:  10:04
Страна:  СССР
Место происшествия:  Приморский край, близ а/п Терней
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-05655
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
 


Описание
    Экипаж 145 летного отряда выполнял внерейсовый полет Терней – Амгу – Кузнецово. На борту находилось 11 взрослых пассажиров, 2 ребенка и один неоформленный пассажир, груз весом 80 кг и 50 кг почты. Полетный вес перед взлетом составлял 5 699 кг, что превышало максимальный допустимый вес на 449 кг, а центровка выходила за предельно заднюю и составляла 33,5% САХ. Фактическая погода в аэропорту вылета и по маршруту не препятствовала выполнению полета.
    Получив разрешение на взлет, экипаж в 03:04 мск начал производить его в северо-западном направлении на взлетной мощности с закрылками, выпущенными на 20°. После отрыва, на высоте 5-7 м, КВС почувствовал кабрирование самолета. Удерживая его от этой тенденции, отдачей штурвала КВС отклонил триммер руля высоты полностью на пикирование, но нагрузка на штурвал не уменьшилась, а самолет продолжал увеличивать угол атаки. Набрав высоту 30-35 м, самолет вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и свалился на левое крыло. Развернувшись на 280-290°, с небольшим правым креном и углом 35-40° самолет столкнулся с землей на картофельном поле недалеко от ВПП, остановился под углом 80° к оси ВПП и загорелся.
    Принятыми мерами пожар на самолете был потушен, эвакуация пассажиров и экипажа произведена своевременно. Фюзеляж до 15 шпангоута полностью разрушен и деформирован. Второй пилот и 9 пассажиров, в том числе оба ребенка, погибли. КВС и 4 пассажира получили тяжелые ранения, 1 пассажир – легкие ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 14 9
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-05655
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.01.1953
Заводской номер ВС 13247307
Наработка ВС (часы) 13354
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6623229


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Терней
Пункт назначения Амгу
Начальный пункт маршрута Терней
Конечный пункт маршрута Кузнецово


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что экипаж находился в а/п Терней в командировке, для выполнения внерейсовых полетов. Предполетную подготовку экипаж провел с нарушениями, полетный вес не подсчитывал, центровку и штурманский бортовой журнал не рассчитывал, задание на полет не заполнил. Контроль за подготовкой экипажа к полету со стороны диспетчера службы движения не осуществлялся – он подписал незаполненные задание на полет и штурманский бортжурнал. Полетный вес превышал максимально допустимый на 449 кг за счет полной заправки бензином. Рекомендуемая предельно задняя центровка составляла 32% САХ вместо 33% САХ из-за наличия на самолете стабилизатора недоработанной конструкции. На борт взят неоформленный пассажир – бывший работник а/п Максимовка. Его посадке в самолет способствовал КВС, в то время как дежурная по посадке настоятельно требовала его удаления, о чем доложила начальнику аэропорта, который должных мер по высадке пассажира не принял. В бортжурнале самолета фактический вес пустого самолета был занижен на 137 кг – вместо 3 412 кг записано 3 275 кг. В индивидуальных особенностях самолета записи о том, что на нем стоит стабилизатор старой конструкции, не было сделано, так как ремзавод №24 ГА сделал запись в формуляре о том, что стабилизатор заменен. Фактически на самолете остался стабилизатор старой конструкции. Два пассажира сидели на ящике, который стоял в проходе у входа в пилотскую кабину. Из показаний свидетеля установлено, что после отрыва самолета от земли один пассажир – военнослужащий, сидевший на ящике, встал и переместился к 15 шпангоуту, в результате чего центровка вышла за предельно заднюю и самолет начал кабрировать. Почувствовав это, КВС дал команду «Всем пассажирам вперед!». Часть пассажиров, отстегнув ремни, пыталась сместиться вперед, но уже было поздно, самолет падал.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось изменение центровки самолета на взлете в сторону увеличения и выход ее за предельно заднюю из-за перемещения пассажира к 15 шпангоуту в результате невыполнения экипажем требований НПП ГА-71 и РЛЭ в части загрузки и центровки самолета при подготовке к полету.
    Сопутствующие причины:
    - непринятие мер начальником а/п Терней к высадке из самолета неоформленного пассажира;
    - неудовлетворительная организация летной работы и осуществление контроля за работой экипажей, находящихся в отрыве от базы, со стороны КРС Дальнереченской ОАЭ и Владивостокского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.