Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Таджикского управления ГВФ в горах на юге Узбекистана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 марта 1949 г.
Время:  11:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Сурхандарьинская область, близ н/п Бахча
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4335
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское территориальное управление ГВФ, 8 тао
 


Описание
    Экипаж 8 тао был выпущен в рейс по маршруту Сталинабад-Дербент-Самарканд-Ленинабад со следующим прогнозом погоды: облачность 5-10 баллов средняя, 600-1000 м, горы открыты, видимость 10 км, ветер на высоте 3-4 км юго-западный 30-40 км/ч, и по пункту посадки а/п Ленинабад – облачность 5-10 баллов средняя, горы открыты, видимость 4-10 км, ветер восточный 4-7 м/с. Самолет взлетел в 05:15 и произвел посадку в Ленинабаде в 07:25. Прогноз погоды на обратный рейс по маршруту был: на участке Ленинабад-Джизак-Самарканд – облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, в конце пути понижение до 300-600 м, горы открыты, видимость 4-10 км; на участке Самарканд-Дербент и в конце пути – облачность 10 баллов слоисто-дождевая высотой 100-200 м, вершины гор закрыты, видимость 4-10 км, ветер 30-40 км/ч; на участке Дербент-Сталинабад – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 300-600 м, горы открыты, видимость 4-10 км; по пункту посадки а/п Сталинабад – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, горы открыты, видимость 4-10 км, ветер восточный 3-5 м/с. Начальник а/п Ленинабад, получив данный прогноз, решил самолет не выпускать. Затем он изменил свое решение, получив радиограмму (передана в 08:40) из Сталинабада от начальника АДС выпустить самолет до Самарканда. При этом начальник АДС указал, что самолет будет следовать до Сталинабада «если будет погода». В 09:20 начальник аэропорта выпустил самолет с нарушением НПП-47 – позже на 60 минут после начала действия прогноза погоды. На борту находилось 6 пассажиров и 2005 кг груза (крахмал). В 09:30 КВС установил связь с Ташкентской РДС и доложил о вылете на Самарканд. При этом, несмотря на явно нелетный прогноз погоды по трассе, Ташкентская РДС никаких указаний на борт не дала. В 09:45 экипаж связался с а/п Самарканд и запросил разрешение на пролет до Сталинабада. Диспетчер, после консультации с зам. нач. аэропорта по летной службе и начальником АМСГ, дал разрешение на пролет с указанием в случае ухудшения погоды вернуться в Самарканд. В 09:50 начальник АМСГ доложил зам. нач. аэропорта по летной службе о резком ухудшении погоды и необходимости вернуть самолет, если он еще не прошел Байсун. С 10:10 по 10:20 диспетчер по распоряжению зам. нач. аэропорта по летной службе вызывал самолет для передачи запрета на пролет, но КВС на связь не выходил. На повторные вызовы с 10:25 по 10:45 он также не отвечал. В 10:05 - 10:07 на борт из Сталинабада передана погода в районе Байсуна за 09:20 – облачность 10 баллов высотой 1000 м, видимость 15 км, ветер восточный 8 м/с, горы закрыты. В 10:15 - 10:18 КВС связался с Ташкентской РДС и передал пролет Самарканда в 10:10. Начальник РДС на доклад радиооператора об этой связи ответил: «Пусть летит». В 10:23 - 10:26 КВС установил связь с а/п Сталинабад и доложил пролет Самарканда на эшелоне 2 900 м визуально. Сталинабад никаких указаний о возврате в Самарканд не дал, несмотря на известное им ухудшение погоды в районе Байсуна. В 10:36 – 10:39 и в 10:45 – 10:50 на борт была передана погода Байсуна и Сталинабада, которую экипаж принял. Экипаж попросил включить с 11:00 ШВРС Сталинабада, которая начала работать с 11:25. Этот запрос наглядно показывал, что экипаж находится в сложной обстановке, но команды на возврат ему никто не дал. С 10:50 экипаж запрашивал пеленги на Сталинабад. В 11:03 доложил: «Идем в снегопаде, видимости нет». В 11:08 – «Обошли Байсун 15 км». В 11:15 экипаж передал в Сталинабад – «Закажите ШВРС и привод, пусть следит пеленгатор, дает пеленги, буду нажимать ключ». Это было последнее сообщение с борта. Самолет пропал без вести. Его поиски результатов не дали.
    Место катастрофы обнаружено 8 мая того же года после заявления местного жителя. Самолет был разграблен мародерами: на телах погибших отсутствовали обувь и верхняя одежда, исчез багаж, на креслах срезана кожаная обивка. Самолет с курсом полета 135° ударился правой плоскостью о каменистый скат горы Бель-Ауты на высоте 2 600 м. Консоль крыла оторвалась. Затем самолет зацепил землю сначала правыми, а затем левыми винтами и моторами. Пролетев через пологую лощину, теряя по пути разрушенные части, самолет в 33 м от места удара моторами вторично ударился о землю. В результате оторвались оба мотора и разрушилась пилотская кабина. Фюзеляж с левой плоскостью пролетел еще 28 м и упал на склон горы. Затем он сполз по склону вниз и упал с обрыва до высоты 2 400 м. При этом часть самолета (фюзеляж и оперение) затем упала с другого обрыва до высоты 2 270 м. Место катастрофы расположено левее трассы на 38 км в точке с координатами 38° 34’ 00” СШ, 67° 22’ 30” ВД.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4335
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1947
Заводской номер ВС 18427907
Наработка ВС (часы) 1366
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 620574 62101154


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское территориальное управление ГВФ, 8 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинабад
Пункт назначения Сталинабад
Начальный пункт маршрута Ленинабад
Конечный пункт маршрута Сталинабад


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     После пролета Самарканда в 10:25 КВС пошел на срез трассы, полагая пройти по Сангардакскому ущелью. При полете над горами Чакчар он принял их в разрывах облаков за горы Куштанга и перешел на снижение, после чего самолет столкнулся с отрогами Куштанга. Не исключается возможность попадания самолета в нисходящий поток, что вполне вероятно при наличии холодного фронта в данном районе.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Грубая недисциплинированность КВС, нарушившего НПП-47.
    2) Преступно-халатное руководство полетом со стороны начальника Ташкентской РДС и начальника РДС Сталинабада, которые самоустранились от руководства полетом и предоставили командиру корабля самому решать вопрос пролета до Сталинабада при наличии нелетного прогноза погоды.
    3) Плохое руководство полетом со стороны АДС Самарканда в лице зам. нач. аэропорта, который дал разрешение на пролет, не изучив метеообстановку и не установив точного местонахождения самолета.
    4) Плохая организация связи с бортом.
    5) Выпуск экипажа с просроченным прогнозом погоды.
    6) Недостаточная воспитательная работа в 8 тао.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.