Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-й ОАГ ГВФ в районе пос. Марга Иркутской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 июля 1949 г.
Время:  11:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Нижнеудинский район, близ пос. Марга
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1714
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Рейс:  5
 


Описание
    20 июля в 07:45 экипаж 31 авиоатряда, выполнявший почтово-пассажирский рейс №5, произвел взлет в а/п Внуково и с промежуточной посадкой в Кольцово прибыл в а/п Новосибирск, где остался на ночевку. 21 июля самолет вылетел в Красноярск, где произвел посадку в 09:00 мск. Взлет произведен в 09:55. На борту находились 8 пассажиров (в том числе два фельдъегеря, сопровождавшие спецгруз, и один человек, сопровождавший груз почты). Всего на борту находилось 115 кг груза и 2204 кг почты. В 11:20 самолет прошел Нижнеудинск курсом на Иркутск на эшелоне 3 000 м. С 11:28 по 11:31 экипаж передал в а/п Иркутск: «Горит мотор, район Нижнеудинск, сообщаю, посадка будет в Тулуне, пламя сбили, посадка будет в Тулуне, сию подходим». На этом связь прекратилась. В 11:35 самолет потерпел катастрофу близ пос. Марга Нижнеудинского района. Все находившиеся на борту, кроме бортрадиста-стажера, погибли. По его показаниям, во время полета на высоте 3 000 м было замечено выбрасывание масла на левом моторе. КВС принял решение о посадке в Нижнеудинске. Он приказал бортрадисту передать на землю, но вслед за этим приказом возник пожар, из-за чего пилоты даже не успели развернуть самолет в сторону Нижнеудинска. Огонь распространился по верхней части мотогондолы, началось плавление обшивки мотогондолы. Языки пламени стали достигать обшивки верхней части левого закрылка. КВС зафлюгировал винт и ввел самолет в правое скольжение с резким снижением. Шасси были выпущены с целью увеличения вертикальной скорости снижения. При снижении с 3 000 м до 800 м (истинная высота над местностью 160-200 м) в течение двух минут пламя было сбито, после чего в Иркутск было передано вышеупомянутое сообщение. КВС принял решение о выбрасывании почты, что производил бортрадист-стажер с помощью пассажиров, выстроившихся в цепочку. Всего, до катастрофы, было выброшено 25-30 мешков почты. Дальнейший полет проходил со снижением. В районе ж/д станции Шеберта высота полета была 40-60 м над местностью. Самолет шел на одном правом моторе с выпущенными шасси. Экипаж увидел впереди высоты, покрытые лесом. Опасаясь, что самолет их не перетянет, КВС предпринял правый разворот для посадки на хлебном поле, оставшемся сзади. Разворот на одном моторе потребовал большего радиуса и самолет оказался в районе возвышенности высотой 640,6 м в 5 км юго-восточнее станции Шеберта. Самолет задел левой плоскостью за высокую крупную лиственницу (диаметр ствола около земли 1 м), выделявшуюся своей высотой от остального леса, и сбил ее вершину длиной 9 м. При этом левая консоль и часть элерона оторвались от самолета. Самолет резко произвел переворот через левое крыло. Оставшийся конец левой плоскости сбил ряд мелких деревьев. Через 150 м от лиственницы самолет в перевернутом положении правой плоскостью ударился о вторую большую лиственницу. Плоскость была срезана у третьей нервюры. Самолет потерял скорость, ударился пилотской кабиной и левым мотором о землю, перевернулся и встал на колеса с направлением оси самолета в сторону, противоположную полету. Возник пожар, в результате которого самолет сгорел. Экипаж перед столкновением с землей не имел возможности выключить правый мотор, так как при перевороте самолета оказался вниз головой и лишился возможности управления. Левый мотор отработал снэ 467 ч, а после ремонта на АРБ-400 – 68 ч.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 5
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1714
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.11.1948
Заводской номер ВС 83012811
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8228765 8228881


Сведения о рейсе

Номер рейса 5
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является пожар левого мотора в воздухе из-за разрушения цилиндра передней звезды. Первоначально произошло разрушение поршня цилиндра №12 в нижней части по оси бобышек. Затем разрушился поршневой палец и оборвалась верхняя часть главного шатуна. Головка цилиндра была сорвана. Выбрасывание масла и топливо-воздушной смеси из пробитого цилиндра №12 стало причиной пожара.
    2) Потеря высоты полета самолетом при скольжении с выпущенными шасси для ликвидации пожара в воздухе.
    3) Дальнейшая потеря высоты полета на одном моторе по причине выпущенных шасси, которые, предположительно, не были убраны из-за повреждения гидросистемы в результате пожара или из-за растерянности экипажа после ликвидации пожара.
    По заключению комиссии основным виновником катастрофы является АРБ-400, которая, выявив на ряде моторов АШ-82 8-й серии разрушение поршней из-за слабости конструкции бобышки поршня и трещин, идущих от сверлений канавки нижнего маслосборного кольца, не добилась решения замены поршней на усиленную конструкцию, выпускающуюся для моторов 9-й серии, и продолжала установку поршней, не гарантирующих нормальную работу мотора.
    Действия экипажа в трудной обстановке по ликвидации пожара в воздухе были правильными.
    Двое членов комиссии от АРБ-400 в особом мнении не согласились с выводами о виновнике катастрофы. По их словам, АРБ обращала внимание Главного конструктора и завода-изготовителя на необходимость немедленной замены поршней на двигателях 8-й серии на усиленные. Также, по их словам, АРБ уже начала производить замену поршней, но не имеет возможности производить замену на всех поступающих на базу моторах в связи с нехваткой поршней 9-й серии.
    Окончательное заключение о причинах катастрофы и виновниках сформулировано в приказе зам. начальника ГУ ГВФ:
    1) Основной причиной катастрофы является разрушение 12-го цилиндра левого мотора вследствие разрушения поршня.
    2) Причиной разрушения поршня является его конструктивный дефект, приводящий к трещинам при нормальной эксплуатации.
    3) Отсутствие четкого руководства усложненным полетом со стороны а/п Иркутск.
    4) Неправильное решение КВС продолжать полет после ликвидации пожара на высоте 200 м с выпущенными шасси до Тулуна вместо немедленной посадки на подобранную с воздуха площадку.
    5) Несвоевременный анализ и внимание к появившимся дефектам поршней со стороны руководства АРБ-400, вследствие чего по формальным мотивам в АРБ-400 продолжали устанавливать ремонтные поршни после отработки ими 400 ч. вместо острой постановки вопроса перед РТУ и гл. инженером ГВФ. На АРБ-400 руководствовались разъяснениями ЭРО завода №19 от 23.03.49, в котором указывалось, что ресурс поршней моторов АШ-82ФН неограничен при условии абсолютной годности поршня, хотя до этого АРБ было известно о конструктивном дефекте поршней 8-й серии из бюллетеня №50 ИИ завода им Сталина за февраль 1949 г. Членам комиссии от АРБ-400 объявить выговор за необъективную работу.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.