Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 29-го отряда МВС ГВФ близ Кабанска, Бурятская АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 августа 1949 г.
Время:  05:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Бурятская АССР, г. Кабанья, 31 км южнее Кабанска
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1844
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  МВС ГВФ, 29 ао
 


Описание
    Экипаж 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений 24 августа вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу. На борту было 9 пассажиров (среди них, вероятно, находились члены правительства самопровозглашенной Восточно-Туркестанской республики) и 600 кг груза. В тот же день самолет в 12:58 мск прибыл в Красноярск и из-за недостатка светлого времени суток оставлен на ночевку. Утром 25 августа экипажу был выдан прогноз погоды по трассе Красноярск – Иркутск с 02:30 до 06:30 (облачность средняя 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, проходящие дожди, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, ветер северный 55-65 км/ч), а также прогноз по а/п Иркутск (облачность средняя 7-10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 200-300 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 7-9 м/с). Взлет произведен в 02:25 мск. В 02:40, находясь на эшелоне 2 400 м в облаках, КВС запросил разрешение изменить эшелон полета на 3 000 м, на что получил разрешение от Красноярской РДС. В 03:45 экипаж передал в Красноярск о пролете в 03:35 Нижнеудинска и выходе из зоны Красноярской РДС. В 03:52 КВС связался с а/п Иркутск и сообщил о своем вылете из а/п Красноярск, следовании до Читы на эшелоне 3 000 м и входе в зону Иркутской РДС. Экипаж получил разрешение РДС на вход в зону. В 04:30 КВС, находясь на эшелоне 3 000 м, сообщил об обледенении самолета и запросил разрешение на пролет до Читы на эшелоне 2 400 м. РДС дала разрешение. В 04:45 самолет пролетел Иркутск. В 04:56 на борт передан прогноз погоды по трассе Иркутск - Чита (облачность верхняя и средняя 7-10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая высотой 300-600 м на участке маршрута Иркутск - Улан-Удэ и 600-1000 м на участке Улан-Удэ – Чита, кратковременный дождь. В облачности обледенение, видимость 10 км, ветер на высоте 2-3 км северо-западный 40-50 км/ч) и по аэропорту Чита с 07:00 до 08:00 (облачность 5-9 баллов, слоисто-кучевая, кучевая высотой 600-1000 м, без осадков, видимость 10 км, ветер юго-западный 9-12 м/с с порывами до 15-17 м/с). В 05:12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствия, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05:15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел. Самолет обнаружен 29 августа в 07:30 с воздуха на восточном склоне горы Кабанья (1 479 м) на высоте 1350-1400 м. Катастрофа произошла через 1-2 минуты после последней связи в 31 км южнее г. Кабанск. Комиссия установила, что самолет, находясь на высоте 1 200 м в долине реки Кабанья, пытаясь произвести правый разворот с креном 10-15°, задел правой консолью крыла ветки ели в трех метрах от вершины и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели, в 24 м от первой (высота обоих деревьев – по 14 м). После удара о деревья, самолет был переведен в режим набора высоты с углом до 30°. Пролетев 32 м в гору, он левым крылом вновь срубил дерево. При этом была отломана консоль крыла длиной 4,2 м. Одновременно левым винтом была срублена вершина другой ели, а правой консолью – вершина третьей ели. При этом с правой консоли был сорван обтекатель крыла. Продолжая полет в гору с увеличивающимся левым креном, самолет срубил по пути на расстоянии 189 м еще 5 деревьев и тем самым полностью разрушил левое крыло. Далее самолет продолжил полет с резким увеличением левого крена до переворота на спину. Пролетев 414 м в гору, в перевернутом положении он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолет полностью разрушился и загорелся. С момента первого касания о вершины деревьев до момента удара самолет набрал высоту 150-200 м. Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 9 9
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1844
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.06.1949
Заводской номер ВС 93013514
Наработка ВС (часы) 92
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8229362 8229347


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение МВС ГВФ, 29 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск
Пункт назначения Чита
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Чита


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолета с заданного эшелона 2 400 м до 1 200 м установить не представилось возможным.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.