Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Грузинского управления ГВФ в Обоянском районе Курской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 августа 1949 г.
Время:  17:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Курская область, Обоянский район, близ дер. Полукотельниково
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1434
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское управление ГВФ, 18 тао
 


Описание
    Экипаж 18 авиаотряда выполнял рейс Тбилиси-Москва. После посадки в Харькове в 15:31 взлет был произведен в 16:48. На борту находились 6 пассажиров, в том числе ребенок, и 3 032 кг груза. Через 7 минут после взлета самолет набрал эшелон 1 200 м и экипаж доложил в РДС о выходе из зоны Харьковской АДС. После этого связи больше не было. По барограмме, самолет в течение 6 минут быстро снижался, потеряв около 800 м высоты. Не долетая 6-8 км до Белгорода, КВС, увидев впереди грозу, развернулся влево, взяв курс 275°. С этим курсом он летел на высоте 400 м около 45 минут. Позднее, примерно в 17:15, вместо того, чтобы вернуться на аэродром вылета или обойти грозу справа, КВС принял неправильное решение пройти через появившийся незначительный просвет между тучами. Развернувшись вправо, он взял курс 355°. С этим курсом, в условиях болтанки, он пролетел около 70 км. При этом высота полета менялась от 300 до 570 м. Увидев слева грозовые тучи, второй пилот сделал разворот на 90-100° вправо. После разворота самолет летел с курсом 80-90° в направлении деревни Полукотельниково со снижением с вертикальной скоростью 4-5 м/с, подвергаясь сильной болтанке. Находясь на высоте около 30 м, КВС, заметив прямо перед собой низкую черную тучу, совершенно скрывавшую землю, стал отворачивать от нее влево. В момент разворота эта туча с ливневым дождем настигла самолет и он стал снижаться в условиях сильной болтанки, попав в нисходящий поток. Применение командиром корабля форсажа для парирования бросков и снижения самолета результатов не дало. Самолет в условиях шквала дождя и при отсутствии видимости при выходе из разворота с левым креном 7-10° в положении горизонтального полета с курсом 270° задел винтами и мотогондолами за землю на скорости около 350-360 км/ч. После этого самолет трижды задевал за неровности земли фюзеляжем, теряя оторвавшиеся моторы, различные детали своей конструкции и грузы. Последний удар о землю произошел в 390 м от первого. Зацепив за землю надломленной и обвисшей пилотской кабиной, самолет развернулся влево на 90°, подмял под себя кабину с экипажем и остановился в полностью разрушенном состоянии. Погибли пять взрослых пассажиров, второй пилот и бортпроводница. Бортрадист умер в больнице через 5 суток. КВС, бортмеханик и двухлетний ребенок получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла около 17:30 в 12 км северо-восточнее г. Обоянь Курской области.
    Перед полетом КВС получил прогноз погоды по маршруту с 16:30 до 19:30 – облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, дождь с грозой, видимость 4-10 км, ветер северо-восточный 70-80 км/ч. Прогноз не содержал детализированной информации в отношении характера гроз, а также высоты облачности и горизонтальной видимости в зоне грозовых осадков. Полученные до 16:00 несколько штормовых предупреждений с гидрометеостанций, расположенных в направлении на Москву, синоптик не использовала и не учитывала при составлении прогноза погоды по маршруту. При совершенно очевидной обстановке направления движения гроз дежурный синоптик АМСГ в своих консультациях не дала исчерпывающих указаний вылетающим пилотам о том, в каком направлении следует обходить грозы в случае встречи с ними.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 6 5
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1434
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1948
Заводской номер ВС 30266
Наработка ВС (часы) 553
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8228821 8228842


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское управление ГВФ, 18 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Харьков
Пункт назначения Москва (аэропорт неизвестен)
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является попадание в СМУ, сопровождающиеся фронтальной грозовой деятельностью с мощными нисходящими потоками.
    Главными причинами катастрофы являются:
    1) Неудовлетворительное метеообеспечение полета со стороны АМСГ а/п Харьков, выразившееся в:
    а) неправильном составлении синоптиком прогноза погоды по маршруту Харьков-Москва, который не отражал действительного состояния погоды по трассе и не ориентировал КВС и руководителя полетов о тех сложных метеоусловиях, в которых должен был происходить полет, особенно на участке Харьков-Курск;
    б) некачественной консультации синоптиком командира корабля. Синоптик не детализировала прогноз о характере и интенсивности грозовой деятельности на отдельных участках маршрута, не рекомендовала КВС пути и возможности обхода гроз при встрече с ними.
    2) Неудовлетворительная организация выпуска и руководства полетами в а/п Харьков, выразившаяся в:
    а) безответственном отношении к выпуску самолета и непринятии мер к тщательному анализу и изучению обстановки руководством аэропорта;
    б) безответственном отношении к информированию экипажей о полученных штормовых предупреждениях о грозе в районе Обоянь, Курск, Рыльск, Льгов;
    в) неудовлетворительном руководстве движением самолетов со стороны Харьковской РДС, которая в течение двух часов после выхода Ил-12 из зоны АДС не вела с ним связи, не установила его местонахождение и условия полета;
    г) практике выпуска самолетов из Харькова в рейсы при погоде ниже минимума.
    3) Недисциплинированность КВС, нарушившего НПП-47. Встретив плохие метеоусловия, он не принял своевременного решения о возврате на аэродром вылета или о безопасном обходе. Кроме того он, встретившись с плохой погодой в районе Белгорода, изменил курс, не доложив об этом диспетчеру РДС и не сообщив ему фактической погоды на трассе.
    Виновники:
    1) Синоптик – выдала неправильный и неконкретный прогноз погоды по маршруту, не ориентировавший КВС на сложность полета.
    2) Нач. АМСГ – не организовала должную работу синоптиков.
    3) Нач. службы движения – зная о наличии гроз, не потребовал от синоптика детально уточнить метеообстановку. Не разобравшись в погоде, поспешно дал разрешение на вылет без указаний о выполнении полета в таких условиях. После прекращения связи с самолетом мер по ее установке и выяснению местонахождения самолета не принял.
    4) Командир корабля.
    5) Нач. а/п Харьков – не организовал четкой работы службы движения и АМСГ, передоверив это малоопытному заместителю по ночным полетам.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.