 |
 |
 |
Катастрофа Ил-12 Грузинского управления ГВФ близ а/п Тбилиси (Алексеевка) |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 июля 1950 г.
Время: 22:08
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, 4,5 км северо-западнее а/п Тбилиси (Алексеевка)
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1340
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское управление ГВФ, 18 тао
|
|
|
 |
|
Описание |
Командир 18 тао Папишвили (здесь и далее все фамилии изменены)проводил тренировочный полет для отработки с командирами кораблей Бойченко и Жордания полетов по кругу ночью. Первый взлет произведен в 20:28 с КВС Бойченко. После 9-ти полетов посадка произведена в 21:50. Бойченко был высажен и его заменил КВС Жордания. Во время пересадки в нарушение НПП-47 на борт взяты 6 пассажиров, работников аэропорта, с целью их катания, причем один из них, начальник медсанслужбы аэропорта Марогливани находился в пилотской кабине. Взлет произведен в 22:02 при фактической погоде: облачность 6/3 баллов слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 20 км, ветер юго-восточный 3 м/с, температура воздуха +25°С, безлунная ночь. Пилотировал с левого сиденья Жордания. На месте бортмеханика сидел стажер Гладилин. Через некоторое время после второго разворота Жордания подал команду выпустить шасси и запросил разрешения на посадку, которое было получено. Гладилин установил рукоятку выпуска шасси на выпуск. Бортмеханик и бортрадист незадолго до этого из пилотской кабины вышли. Через несколько секунд самолет скользящим ударом с небольшим левым креном коснулся вершины плоской возвышенности на высоте 170 м над уровнем аэродрома в 4 800 м от аэропорта с курсом около 240°. Первое соприкосновение с землей произошло колесом не полностью выпущенной левой ноги шасси, затем передним и правым колесами. Через 11 м пробега на трех колесах не вставшие на замки шасси начали складываться и самолет стал обоими винтами рубить землю на протяжении 40 м. Затем он лёг на фюзеляж и продолжил движение вперед. Имея значительную непогашенную скорость, самолет совершил прыжок вниз по склону и приземлился на фюзеляж и обе плоскости. Затем он совершил еще один прыжок вниз по склону, во время которого отвалился левый мотор, начались пожар и полное разрушение самолета. Зажигание выключено не было. Наддув моторов был около 1050 мм рт.ст. Жордания, Папишвили, Гладилин и Марогливани погибли. Остальные находившиеся на борту получили незначительные ушибы. Катастрофа произошла в 22:08 в 4,5 км северо-западнее аэропорта Тбилиси (Алексеевка). В нарушение НПП-47 экипаж производил третий разворот в процессе выпуска шасси и перед моментом приземления разворот был почти закончен.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
3 |
Пассажиры |
6 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1340 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
06.06.1947 |
Заводской номер ВС |
30046 |
Наработка ВС (часы) |
485 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8299879 8299858 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское управление ГВФ, 18 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тбилиси |
Пункт назначения |
Тбилиси |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Тбилиси |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено:
а) КВС Жордания сделал второй разворот позже и зашел значительно дальше для выполнения третьего разворота, чем это положено для нормального расчета на посадку, и дальше, чем это делал в предыдущих полетах Бойченко, который даже не предупредил Папишвили, что построение нормальной коробочки с этим стартом опасно;
б) Жордания держал высоту между вторым и третьим менее 300 м (270 м);
в) Он начал третий разворот в неустановившемся режиме скорости в процессе выпуска шасси. Скорость при этом уменьшается на 30-35 км/ч. Для поддержания скорости на первоначальном уровне необходимо по мере выпуска шасси плавно увеличивать наддув моторам. Иначе при потере скорости самолет теряет высоту, особенно на развороте;
г) Находившийся в пилотской кабине посторонний человек мог отвлечь внимание Папишвили и Жордания своими разговорами от пилотирования самолета;
д) Возвышенность высотой 175 м в 4,5 км от аэропорта даже не указана в перечне препятствий в инструкции по производству полетов в а/п Тбилиси.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, допущенная КВС Жордания, который имел самостоятельный налет в качестве командира Ил-12 70 часов днем и не имел опыта ночных полетов, выразившаяся в потере высоты в процессе выполнения третьего разворота, который в нарушение НПП-47 выполнялся в период выпуска шасси.
Основные предпосылки:
а) Передоверие Папишвили командиру Жордания, выпущенному с ним в первый полет на самолете Ил-12 ночью и несвоевременное вмешательство в управление самолетом для исправления допущенной Жордания ошибки в технике пилотирования;
б) Папишвили неправильно и преждевременно допустил Жордания к обучению ночным полетам в нарушение приказа начальника ГУ ГВФ при попустительстве и бесконтрольности со стороны зам. нач. управления по летной службе Маслянкина;
в) Папишвили неправильно и преждевременно допустил малоопытного стажера Гладилина для обучения ночным полетам. Бортмеханик Корженов допустил бесконтрольность за его действиями на последнем этапе полета;
г) Незаконный допуск в кабину пассажира. Беспорядок в отношении допуска в самолеты посторонних лиц при тренировочных полетах в 18 тао;
д) Бесконтрольность за организацией ночных полетов со стороны Маслянкина;
е) Существенные недостатки при обеспечении безопасности ночных полетов в а/п Тбилиси – руководство полетами организовано плохо.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|