Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Грузинского управления ГВФ близ а/п Тбилиси (Алексеевка)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 июля 1950 г.
Время:  22:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, 4,5 км северо-западнее а/п Тбилиси (Алексеевка)
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1340
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское управление ГВФ, 18 тао
 


Описание
    Командир 18 тао Папишвили (здесь и далее все фамилии изменены)проводил тренировочный полет для отработки с командирами кораблей Бойченко и Жордания полетов по кругу ночью. Первый взлет произведен в 20:28 с КВС Бойченко. После 9-ти полетов посадка произведена в 21:50. Бойченко был высажен и его заменил КВС Жордания. Во время пересадки в нарушение НПП-47 на борт взяты 6 пассажиров, работников аэропорта, с целью их катания, причем один из них, начальник медсанслужбы аэропорта Марогливани находился в пилотской кабине. Взлет произведен в 22:02 при фактической погоде: облачность 6/3 баллов слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 20 км, ветер юго-восточный 3 м/с, температура воздуха +25°С, безлунная ночь. Пилотировал с левого сиденья Жордания. На месте бортмеханика сидел стажер Гладилин. Через некоторое время после второго разворота Жордания подал команду выпустить шасси и запросил разрешения на посадку, которое было получено. Гладилин установил рукоятку выпуска шасси на выпуск. Бортмеханик и бортрадист незадолго до этого из пилотской кабины вышли. Через несколько секунд самолет скользящим ударом с небольшим левым креном коснулся вершины плоской возвышенности на высоте 170 м над уровнем аэродрома в 4 800 м от аэропорта с курсом около 240°. Первое соприкосновение с землей произошло колесом не полностью выпущенной левой ноги шасси, затем передним и правым колесами. Через 11 м пробега на трех колесах не вставшие на замки шасси начали складываться и самолет стал обоими винтами рубить землю на протяжении 40 м. Затем он лёг на фюзеляж и продолжил движение вперед. Имея значительную непогашенную скорость, самолет совершил прыжок вниз по склону и приземлился на фюзеляж и обе плоскости. Затем он совершил еще один прыжок вниз по склону, во время которого отвалился левый мотор, начались пожар и полное разрушение самолета. Зажигание выключено не было. Наддув моторов был около 1050 мм рт.ст. Жордания, Папишвили, Гладилин и Марогливани погибли. Остальные находившиеся на борту получили незначительные ушибы. Катастрофа произошла в 22:08 в 4,5 км северо-западнее аэропорта Тбилиси (Алексеевка). В нарушение НПП-47 экипаж производил третий разворот в процессе выпуска шасси и перед моментом приземления разворот был почти закончен.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 6 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1340
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 06.06.1947
Заводской номер ВС 30046
Наработка ВС (часы) 485
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8299879 8299858


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское управление ГВФ, 18 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Тбилиси
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    а) КВС Жордания сделал второй разворот позже и зашел значительно дальше для выполнения третьего разворота, чем это положено для нормального расчета на посадку, и дальше, чем это делал в предыдущих полетах Бойченко, который даже не предупредил Папишвили, что построение нормальной коробочки с этим стартом опасно;
    б) Жордания держал высоту между вторым и третьим менее 300 м (270 м);
    в) Он начал третий разворот в неустановившемся режиме скорости в процессе выпуска шасси. Скорость при этом уменьшается на 30-35 км/ч. Для поддержания скорости на первоначальном уровне необходимо по мере выпуска шасси плавно увеличивать наддув моторам. Иначе при потере скорости самолет теряет высоту, особенно на развороте;
    г) Находившийся в пилотской кабине посторонний человек мог отвлечь внимание Папишвили и Жордания своими разговорами от пилотирования самолета;
    д) Возвышенность высотой 175 м в 4,5 км от аэропорта даже не указана в перечне препятствий в инструкции по производству полетов в а/п Тбилиси.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, допущенная КВС Жордания, который имел самостоятельный налет в качестве командира Ил-12 70 часов днем и не имел опыта ночных полетов, выразившаяся в потере высоты в процессе выполнения третьего разворота, который в нарушение НПП-47 выполнялся в период выпуска шасси.
    Основные предпосылки:
    а) Передоверие Папишвили командиру Жордания, выпущенному с ним в первый полет на самолете Ил-12 ночью и несвоевременное вмешательство в управление самолетом для исправления допущенной Жордания ошибки в технике пилотирования;
    б) Папишвили неправильно и преждевременно допустил Жордания к обучению ночным полетам в нарушение приказа начальника ГУ ГВФ при попустительстве и бесконтрольности со стороны зам. нач. управления по летной службе Маслянкина;
    в) Папишвили неправильно и преждевременно допустил малоопытного стажера Гладилина для обучения ночным полетам. Бортмеханик Корженов допустил бесконтрольность за его действиями на последнем этапе полета;
    г) Незаконный допуск в кабину пассажира. Беспорядок в отношении допуска в самолеты посторонних лиц при тренировочных полетах в 18 тао;
    д) Бесконтрольность за организацией ночных полетов со стороны Маслянкина;
    е) Существенные недостатки при обеспечении безопасности ночных полетов в а/п Тбилиси – руководство полетами организовано плохо.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.