Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ близ а/п Свердловск-Кольцово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 августа 1950 г.
Время:  02:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, близ а/п Свердловск-Кольцово
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1706
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я Московская авиагруппа ГВФ, 45 ато
Рейс:  8
 


Описание
    Экипаж 45 ато выполнял рейс №8 Хабаровск-Москва. В день происшествия экипаж произвел взлет из Красноярска в 15:35, из Новосибирска в 19:00 и из Омска в 22:55. На борту было 18 взрослых пассажиров и 4 ребенка. Перед взлетом КВС был предупрежден о возможности образования тумана к его прилету в Свердловск. В 18:30 дежурный синоптик АМСГ Кольцово дала штормовое предупреждение на период времени с 22:00 до 05:00 – ожидался туман с видимостью менее 1 000 м с переходом в слоистую облачность высотой менее 100 м. В 22:00 и в 23:00 диспетчеру АДС вручены повторные прогнозы, где также указывалась возможность образования тумана. По указанию РП, с 0:00 аэродром был закрыт, но он разрешил прием рейса №8, а также еще одного рейса. Полет до входа в АДС проходил на эшелоне 1 500 м визуально, в зоне АДС – над сплошным низким туманом. В 01:37 РДС дала разрешение на снижение до 600 м и переход на связь с АДС. При подлете к Свердловску в 01:55, экипаж установил связь с АДС и получил от нее разрешение на вход в круг визуально на высоте 600 м и условия посадки с курсом 256° - давление 733,4 мм рт.ст., ветер западно-юго-западный 3 м/с, круг левый. Затем диспетчер АДС, не зная местонахождения самолета, дал указание переходить на связь со стартом. Не установив связь со стартом и не получив от него разрешения на посадку, КВС снизился до 300 м, идя по радиокомпасу на ДПРМ над сплошным туманом. Не долетев до него 2-3 км, КВС увидел красные заградительные огни мачт ДПРМ и в нарушение НПП-47 принял решение произвести посадку с прямой, не делая круга над аэродромом. Он дал команду выпустить шасси и резко повел самолет на снижение. Пролетев ДПРМ на высоте 150 м вместо установленной высоты 200 м, самолет вошел в туман. КВС, продолжая снижение по приборам до высоты 70 м, дал приказ бортрадисту переключить радиокомпас на частоту БПРМ, в то время как ВУСП не работала и никем не была заказана. Экипаж при подходе к аэродрому включение ВУСП не проверил. В момент вывода самолета в горизонтальный полет он столкнулся с молодыми березами высотой 14-15 м в лесу в 900 м после пролета ДПРМ и правее оси посадки 160 м. Срубив деревья на протяжении 120 м, самолет потерял скорость и упал на безлесую поляну в 220 м от места первого касания верхушек деревьев, в 3 100 м от границы летного поля и в 190 м от оси посадки. Четыре члена экипажа (из них двое, бортмеханик и бортрадист, впоследствии скончались в больнице) и один пассажир получили тяжелые ранения. Остальные пассажиры и бортпроводница получили легкие ранения и ушибы. Катастрофа произошла в 02:06 - 02:10 мск.
    Фактическая погода за 02:10 – ясно, дымка до 02:30, видимость 6-8 км. За 02:30 – просвечивающийся туман с видимостью 900 м до 02:50. За 02:50 – ясно, дымка, видимость 1 500 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 22 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1706
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС октябрь 1948 г.
Заводской номер ВС 83012803
Наработка ВС (часы) 906
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 8
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 45 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Причиной катастрофы являются недисциплинированность и нарушения, допущенные КВС:
    а) Нарушение НПП-47 об обязательном выполнении круга над аэродромом при посадке в ночное время;
    б) Нарушение инструкции по посадке и использованию ВУСП – заказ на включение не сделал, ее включение при подходе к аэродрому не проверил, не выдержал высоту пролета ДПРМ, не произвел установленного захода на посадку по ВУСП и не проверил по схемам условия захода по ВУСП. Всё это стало результатом зазнайства командира корабля, переоценившего свои силы и способности, не выполнившего приказы и наставления, обеспечивающие безопасность полетов.
    2) Плохая организация приема самолета Л-1706 в а/п Кольцово, выразившаяся в том, что РП, зная о прогнозировании тумана, не принял мер, обеспечивающих безопасность полетов – не дал указаний о включении ВУСП при подходе самолета (ВУСП включена в 02:15), не находился на старте, допустил сон во время исполнения служебных обязанностей, не контролировал работу суточного наряда.
    3) Слабая воспитательная работа в 45 отряде и отсутствие требовательности по выполнению приказов и наставлений, обеспечивающий безопасность полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.