20 февраля зам. нач. ШВЛП по летной службе Терешкин (здесь и далее все фамилии изменены) приказал командиру 1-го авиаотряда Григоренко подготовить самолет для своего полета в Москву якобы по служебным делам. Поскольку рейсовые полеты с пассажирами в ШВЛП не предусмотрены, полет был запланирован, как учебный. Взлет был назначен на 17:30 21 февраля. Терешкин, находившийся в полете на другом самолете, к этому времени в аэропорт Баратаевка не успевал и, желая во что бы то ни стало выполнить полет в Москву, приказал Григоренко задержать рейс до своего прибытия. После прибытия Терешкина на аэродром Григоренко доложил ему, что Внуково согласия на прием самолета не дало, а Пенза принимает только в дневное время. Тем не менее, Терешкин полет не отменил и назначил себя проверяющим. В полете должны были принять участие пять слушателей, а также девять служебных пассажиров (один из которых на рейс не явился). Терешкин перед взлетом проверил пилотские свидетельства у слушателей. Обнаружив у слушателя Дубцова просроченное пилотское свидетельство, Терешкин не только не отстранил его от полета, но и разрешил ему занять левое сиденье. При этом пилоты-слушатели Дубцов, Павлов и Стариков были назначены на этот маршрутный полет без аэродромной ночной тренировки в нарушение программы обучения КУЛП-48. Пилот-инструктор Федоренко занял правое сиденье, Терешкин – место штурмана, заявив, что будет контролировать правильность обучения слушателей. Перед взлетом в пилотской кабине находилось 7 человек, в грузовой кабине – 10 человек. Из них половина расположилась рядом с дверью пилотской кабины. В результате самолет имел предельно переднюю центровку 17% САХ. Взлет ночью в ПМУ произведен в 18:37 с МК=204°. На высоте 15 м Федоренко перешел к полету по приборам. На высоте около 30-35 м, убрав щитки и выключив фары, Федоренко допустил резкое отклонение самолета вправо, а затем левый крен и опускание носа самолета, что привело к снижению со скольжением влево. РП, заметив отклонение от нормального полета, сообщил об этом на борт самолета. Федоренко, определив по приборам, что самолет находится в ненормальном положении, стал энергично выводить его. Самолет был выведен из крена у самой земли. Однако в результате потери высоты, на скорости 220-230 км/ч при номинальном режиме работы двигателей, он стал задевать землю сначала левым, а затем правым винтом. В дальнейшем самолет обоими моторами ударился о землю. Отделившись, он пролетел 270 м и снова коснулся земли, прополз на фюзеляже еще 270 м и затем, развернувшись влево, остановился. При первых касаниях левым винтом одна из лопастей винта оторвалась, пробила фюзеляж, убила слушателя Павлова и тяжело ранила пассажира Дедочко (травматическая ампутация руки, обширное ранение бедра). Оба пострадавших находились в грузовой кабине в плоскости вращения винта. Вылетев из фюзеляжа с правой стороны, лопасть упала в 160 м справа от линии полета. После удара моторами левый мотор оторвался и ударил в левую часть центроплана. При пролете через фюзеляж оторвавшаяся лопасть винта перебила тросовую проводку управления ПАР-8. Вследствие этого ракеты выпали из своих кассет. Одна из них загорелась, осветив окружающую местность. Это дало возможность экипажу удержать самолет в прямолинейном полете. Бортмеханик после первого удара перекрыл бензиновый и пожарный краны, что предотвратило пожар.
|