Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 ШВЛП ГВФ близ а/п Ульяновск-Баратаевка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 февраля 1952 г.
Время:  18:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ульяновская область, близ а/п Ульяновск-Баратаевка
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1849
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
 


Описание
    20 февраля зам. нач. ШВЛП по летной службе Терешкин (здесь и далее все фамилии изменены) приказал командиру 1-го авиаотряда Григоренко подготовить самолет для своего полета в Москву якобы по служебным делам. Поскольку рейсовые полеты с пассажирами в ШВЛП не предусмотрены, полет был запланирован, как учебный. Взлет был назначен на 17:30 21 февраля. Терешкин, находившийся в полете на другом самолете, к этому времени в аэропорт Баратаевка не успевал и, желая во что бы то ни стало выполнить полет в Москву, приказал Григоренко задержать рейс до своего прибытия. После прибытия Терешкина на аэродром Григоренко доложил ему, что Внуково согласия на прием самолета не дало, а Пенза принимает только в дневное время. Тем не менее, Терешкин полет не отменил и назначил себя проверяющим. В полете должны были принять участие пять слушателей, а также девять служебных пассажиров (один из которых на рейс не явился). Терешкин перед взлетом проверил пилотские свидетельства у слушателей. Обнаружив у слушателя Дубцова просроченное пилотское свидетельство, Терешкин не только не отстранил его от полета, но и разрешил ему занять левое сиденье. При этом пилоты-слушатели Дубцов, Павлов и Стариков были назначены на этот маршрутный полет без аэродромной ночной тренировки в нарушение программы обучения КУЛП-48. Пилот-инструктор Федоренко занял правое сиденье, Терешкин – место штурмана, заявив, что будет контролировать правильность обучения слушателей. Перед взлетом в пилотской кабине находилось 7 человек, в грузовой кабине – 10 человек. Из них половина расположилась рядом с дверью пилотской кабины. В результате самолет имел предельно переднюю центровку 17% САХ. Взлет ночью в ПМУ произведен в 18:37 с МК=204°. На высоте 15 м Федоренко перешел к полету по приборам. На высоте около 30-35 м, убрав щитки и выключив фары, Федоренко допустил резкое отклонение самолета вправо, а затем левый крен и опускание носа самолета, что привело к снижению со скольжением влево. РП, заметив отклонение от нормального полета, сообщил об этом на борт самолета. Федоренко, определив по приборам, что самолет находится в ненормальном положении, стал энергично выводить его. Самолет был выведен из крена у самой земли. Однако в результате потери высоты, на скорости 220-230 км/ч при номинальном режиме работы двигателей, он стал задевать землю сначала левым, а затем правым винтом. В дальнейшем самолет обоими моторами ударился о землю. Отделившись, он пролетел 270 м и снова коснулся земли, прополз на фюзеляже еще 270 м и затем, развернувшись влево, остановился. При первых касаниях левым винтом одна из лопастей винта оторвалась, пробила фюзеляж, убила слушателя Павлова и тяжело ранила пассажира Дедочко (травматическая ампутация руки, обширное ранение бедра). Оба пострадавших находились в грузовой кабине в плоскости вращения винта. Вылетев из фюзеляжа с правой стороны, лопасть упала в 160 м справа от линии полета. После удара моторами левый мотор оторвался и ударил в левую часть центроплана. При пролете через фюзеляж оторвавшаяся лопасть винта перебила тросовую проводку управления ПАР-8. Вследствие этого ракеты выпали из своих кассет. Одна из них загорелась, осветив окружающую местность. Это дало возможность экипажу удержать самолет в прямолинейном полете. Бортмеханик после первого удара перекрыл бензиновый и пожарный краны, что предотвратило пожар.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 1
Пассажиры 8 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1849
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1949
Заводской номер ВС 93033908
Наработка ВС (часы) 1216
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829101449 829101520


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ульяновск (Баратаевка)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, допущенная пилотом-инструктором, которая произошла вследствие его излишней самоуверенности и невнимательности при взлете в ночных условиях. В результате этого пилот-инструктор, на высоте 15 м перейдя на полет по приборам, слишком поздно заметил свою ошибку в пилотировании самолета, что привело к потере высоты и задеванию винтами за землю.
    Сопутствующие причины:
    1) Безответственное отношение к выполнению требований НПП ГА-51 в организации данного полета со стороны зам. нач. ШВЛП, как старшего в составе экипажа.
    2) Необеспечение должного руководства в организации летной работы и ликвидации аварийности в ШВЛП со стороны начальника ШВЛП и начальника политотдела.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Самолет был восстановлен и летал до списания по износу в 1964 г.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.