Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой ОАГ ГВФ близ а/п Новосибирск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 1951 г.
Время:  16:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  близ а/п Новосибирск
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1775
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    В связи с прибытием в а/п Новосибирск большого количества транзитных пассажиров из Якутска, имевших билеты до Москвы, был организован дополнительный рейс вне расписания на прибывшем из Москвы рейсом №6 самолете Ил-12 Л-1775.
    С 23:15 16 ноября по 18:00 17 ноября АМСГ выдала пять прогнозов погоды. В прогнозе, составленном на период с 09:00-15:00, указывалось гололедное состояние. В последних прогнозах, составленном в 11:10 на период с 12:00-18:00 и составленном в 14:00 на период с 15:00-21:00, гололед больше не прогнозировался. Однако начальник АМСГ и синоптик в устных консультациях диспетчера АДС Синицина (здесь и далее все фамилии изменены) и руководителя полетов, зам. нач. а/п Новосибирск по летной службе Удалова обращали внимание, что гололедное состояние задерживается в связи с замедлением прохождения холодного фронта и периодически уточняли его местонахождение. Синоптик утверждает, что лично информировал о гололедном состоянии начальника аэропорта Жаворонего, зам. нач. ЗСУ ГВФ по летной службе Рихтермана и начальника ЗСУ ГВФ Филипповского (все трое подтверждают факт консультации, но предупреждение о гололеде отрицают).
    Фактическая погода с 15:00 до 16:30 была: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 80-100 м, интенсивный мокрый снег, видимость 1000-1500 м, ветер южный 9 м/с, t=+0,4°C. С 16:10 ветер перешел на северо-западный со скоростью 8 м/с. Температура воздуха стала -0,4°С, а в 16:20 -4°С. Переход от плюсовой температуры воздуха к минусовой начался с 16:00 до 16:05 и сопровождался превращением мокрого снега в лёд. Этот процесс проходил с 16:10 до 16:20. Выпадавший снег по мере понижения температуры из мокрого превращался в сухой, пушистый. Оставшийся на поверхностях самолетов мокрый снег быстро превращался в ледяную корку толщиной 12-15 мм. За период руления со стоянок до перрона (200-300 м) и до момента отруливания на старт самолеты покрывались толстым слоем снега, вследствие чего обметание мокрого снега производилось дополнительно перед рулением на старт. При рулении снег снова покрывал поверхность самолетов. До начала понижения температуры воздуха мокрый снег с самолетов легко удалялся метлой, а с рулей высоты, закрылков и элеронов сваливался при их отклонении вниз.
    Экипаж Ли-2 Л-4398 (КК Карлсон) производил взлет в 15:34. После отрыва самолет накренился на левое крыло, после чего командир корабля принял решение прекратить взлет, убрал газ и выключил моторы. Самолет остановился с выкатыванием на 50 м за пределы БВПП. Отрулив на стоянку и вернувшись в диспетчерскую комнату, Карлсон информировал о произошедшем Синицина, Жаворонего, а также КК Ил-12 Л-1775 Опарина (о наличии снега на самолете).
    КК Ил-12 Л-1417 Калюжий, вернувшись к самолету примерно в 16:05, обнаружил, что снег на самолете превратился в лед, который метлой не удалялся. Он отказался от взлета и потребовал обработку самолета горячей водой, а также доложил об этом Жаворонему.
    После происшествия с Ли-2 Карлсона Рихтерман приказал изменить направление взлета на 180° и запретить прием самолетов (полагая, что причина происшествия в изменении направления ветра). Произошедшее быстрое обледенение всех самолетов на аэродроме не было замечено руководящим составом аэропорта, поскольку все они находились в помещениях, а тревожные факты не были приняты во внимание.
    Взлет Ил-12 КК Опарина с МК=15° происходил в 16:22 при горизонтальной видимости 1000 м, высоте облачности 85 м, при сухом снегопаде, когда процесс льдообразования закончился. Самолет упал в районе карьера Мочище в 3 100 м от конца БВПП (2 100 м после пролета БПРМ и 900 м с недолетом до ДПРМ) и левее створа на 357 м в 30 м от края оврага и в 12 м от жилого домика. Набрав высоту после взлета 150 м над уровнем аэродрома (истинная высота 100 м над местом происшествия), самолет потерял скорость из-за нарушения аэродинамических качеств вследствие обледенения. Срыв на левое крыло произошел в момент уборки щитков и перевода работы моторов с номинального режима на режим набора высоты. Удар о землю произошел левой плоскостью, затем – носовой частью с работающими моторами. После удара самолет развернулся на 135° влево. Фюзеляж полностью разрушился до 34 шпангоута. Разброс обломков составил 40х40 м. Загорелись оба мотора и носовая часть фюзеляжа. При осмотре сохранившегося хвостового оперения и правой плоскости обнаружен лёд на передней кромке стабилизатора по всей длине и поверхности до 15 мм толщиной. Таким же слоем были покрыты киль и фюзеляж в районе стабилизатора. На правой плоскости местами имелся лёд толщиной до 8-10 мм.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 19 19
На земле   0
Всего погибших 23


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1775
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.02.1949
Заводской номер ВС 93013112
Наработка ВС (часы) 2007
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 82910823 82910947


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Северный)
Пункт назначения Омск (Центральный)
Начальный пункт маршрута Новосибирск (Северный)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются:
    1) Выпуск самолета в полет с наличием большого количества льда на хвостовой части самолета, а также на плоскостях.
    2) Халатное, граничащее с преступным, отношение к своим служебным обязанностям должностных лиц а/п Новосибирск, не прекративших выпуск самолетов после тревожных сигналов, поступивших от экипажей командиров кораблей Карлсон и Калюжего.
    3) Преступно-халатное отношение к своим обязанностям со стороны экипажа самолета Ил-12, допустившего взлет при наличии льда на поверхности самолета.
    4) Упущения АМСГ а/п Новосибирск в прогнозах погоды после 12:00, в которых не предусматривался гололёд.
    Виновники:
    1) РП Удалов – самовольно ушел с командной стартовой станции, при осведомленности о приближении холодного фронта мер по обеспечению безопасности полетов не принял.
    2) Нач. а/п Жавороний – не обеспечил организацию работы личного состава и руководство подготовкой материальной части и вылетов самолетов.
    3) нач. ЛЭРМ Калиновский – не принял мер по подготовке материальной части и мобилизации личного состава в усложнившихся метеоусловиях.
    4) Сменный инженер Брокгауз и контр. мастер Прудников – не проверили состояние самолета непосредственно перед рулением на старт.
    5) зам. нач. ЗСУ ГВФ Рихтерман – не разобравшись в усложнившейся метеообстановке, решение о прекращении полетов не принял.
    6) Экипаж самолета Ил-12 Л-1775.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.