В связи с прибытием в а/п Новосибирск большого количества транзитных пассажиров из Якутска, имевших билеты до Москвы, был организован дополнительный рейс вне расписания на прибывшем из Москвы рейсом №6 самолете Ил-12 Л-1775.
С 23:15 16 ноября по 18:00 17 ноября АМСГ выдала пять прогнозов погоды. В прогнозе, составленном на период с 09:00-15:00, указывалось гололедное состояние. В последних прогнозах, составленном в 11:10 на период с 12:00-18:00 и составленном в 14:00 на период с 15:00-21:00, гололед больше не прогнозировался. Однако начальник АМСГ и синоптик в устных консультациях диспетчера АДС Синицина (здесь и далее все фамилии изменены) и руководителя полетов, зам. нач. а/п Новосибирск по летной службе Удалова обращали внимание, что гололедное состояние задерживается в связи с замедлением прохождения холодного фронта и периодически уточняли его местонахождение. Синоптик утверждает, что лично информировал о гололедном состоянии начальника аэропорта Жаворонего, зам. нач. ЗСУ ГВФ по летной службе Рихтермана и начальника ЗСУ ГВФ Филипповского (все трое подтверждают факт консультации, но предупреждение о гололеде отрицают).
Фактическая погода с 15:00 до 16:30 была: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 80-100 м, интенсивный мокрый снег, видимость 1000-1500 м, ветер южный 9 м/с, t=+0,4°C. С 16:10 ветер перешел на северо-западный со скоростью 8 м/с. Температура воздуха стала -0,4°С, а в 16:20 -4°С. Переход от плюсовой температуры воздуха к минусовой начался с 16:00 до 16:05 и сопровождался превращением мокрого снега в лёд. Этот процесс проходил с 16:10 до 16:20. Выпадавший снег по мере понижения температуры из мокрого превращался в сухой, пушистый. Оставшийся на поверхностях самолетов мокрый снег быстро превращался в ледяную корку толщиной 12-15 мм. За период руления со стоянок до перрона (200-300 м) и до момента отруливания на старт самолеты покрывались толстым слоем снега, вследствие чего обметание мокрого снега производилось дополнительно перед рулением на старт. При рулении снег снова покрывал поверхность самолетов. До начала понижения температуры воздуха мокрый снег с самолетов легко удалялся метлой, а с рулей высоты, закрылков и элеронов сваливался при их отклонении вниз.
Экипаж Ли-2 Л-4398 (КК Карлсон) производил взлет в 15:34. После отрыва самолет накренился на левое крыло, после чего командир корабля принял решение прекратить взлет, убрал газ и выключил моторы. Самолет остановился с выкатыванием на 50 м за пределы БВПП. Отрулив на стоянку и вернувшись в диспетчерскую комнату, Карлсон информировал о произошедшем Синицина, Жаворонего, а также КК Ил-12 Л-1775 Опарина (о наличии снега на самолете).
КК Ил-12 Л-1417 Калюжий, вернувшись к самолету примерно в 16:05, обнаружил, что снег на самолете превратился в лед, который метлой не удалялся. Он отказался от взлета и потребовал обработку самолета горячей водой, а также доложил об этом Жаворонему.
После происшествия с Ли-2 Карлсона Рихтерман приказал изменить направление взлета на 180° и запретить прием самолетов (полагая, что причина происшествия в изменении направления ветра). Произошедшее быстрое обледенение всех самолетов на аэродроме не было замечено руководящим составом аэропорта, поскольку все они находились в помещениях, а тревожные факты не были приняты во внимание.
Взлет Ил-12 КК Опарина с МК=15° происходил в 16:22 при горизонтальной видимости 1000 м, высоте облачности 85 м, при сухом снегопаде, когда процесс льдообразования закончился. Самолет упал в районе карьера Мочище в 3 100 м от конца БВПП (2 100 м после пролета БПРМ и 900 м с недолетом до ДПРМ) и левее створа на 357 м в 30 м от края оврага и в 12 м от жилого домика. Набрав высоту после взлета 150 м над уровнем аэродрома (истинная высота 100 м над местом происшествия), самолет потерял скорость из-за нарушения аэродинамических качеств вследствие обледенения. Срыв на левое крыло произошел в момент уборки щитков и перевода работы моторов с номинального режима на режим набора высоты. Удар о землю произошел левой плоскостью, затем – носовой частью с работающими моторами. После удара самолет развернулся на 135° влево. Фюзеляж полностью разрушился до 34 шпангоута. Разброс обломков составил 40х40 м. Загорелись оба мотора и носовая часть фюзеляжа. При осмотре сохранившегося хвостового оперения и правой плоскости обнаружен лёд на передней кромке стабилизатора по всей длине и поверхности до 15 мм толщиной. Таким же слоем были покрыты киль и фюзеляж в районе стабилизатора. На правой плоскости местами имелся лёд толщиной до 8-10 мм.
|