Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Красноярского ТУ ГВФ близ Енисейска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 декабря 1952 г.
Время:  17:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 25 км южнее Енисейска
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-Л4661
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское территориальное управление ГВФ, 128 ОАО
Рейс:  688
 


Описание
    В день происшествия экипаж 128 ОАО продолжил начатый накануне рейс Красноярск-Дудинка-Красноярск, вылетев из а/п Подкаменная Тунгуска в 04:35 мск. После промежуточных посадок в Туруханске и Игарке самолет прибыл в Дудинку в 09:33 и вылетел в обратный рейс в 10:03. Прибыв в а/п Енисейск в 16:10 с посадкой в Туруханске самолет был дозаправлен 1 400 кг топлива. Экипаж произвел взлет в 16:55. Набрав эшелон 1 800 м, в 17:25 экипаж передал о возврате в Енисейск из-за раскрутки винта левого мотора. В 17:33 экипаж передал, что винт не флюгируется. Полет продолжался со снижением. Связь держалась с пеленгатором а/п Енисейск, затем с диспетчером АДС Енисейск. В 17:50 было передано последнее сообщение с борта, что полет происходит со снижением, высота полета 100 м, скорость 130 км/ч. На этом связь с самолетом прервалась. Самолет был найден в тайге в 25 км южнее а/п Енисейск. При посадке на лес он был полностью разрушен. 3 пассажира погибли, 2 члена экипажа и 8 пассажиров были ранены. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. Розыску самолета и спасению и вывозу людей при температуре -37°С способствовали организованные и правильные действия здоровых членов экипажа (КВС, второго пилота и бортмеханика), разжегших и поддерживавших костер и проложивших по тайге след от места падения до проезжей дороги. Фактическая погода по маршруту Енисейск-Красноярск была: ясно, видимость 10 км, ветер юго-восточный 20-30 км/ч, температура воздуха у земли -32°С. После доклада экипажа о возникновении аварийной ситуации каких-либо указаний из а/п Енисейск и Красноярск на борт не передавалось, за исключением разрешения производить посадку в а/п Енисейск с МК=342°.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 14 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4661
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.09.1948
Заводской номер ВС 4601
Наработка ВС (часы) 2670
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62071268 6207234


Сведения о рейсе

Номер рейса 688
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское территориальное управление ГВФ, 128 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Енисейск
Пункт назначения Красноярск
Начальный пункт маршрута Дудинка
Конечный пункт маршрута Красноярск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что через 23-25 минут после взлета на удалении 90-95 км от Енисейска при пролете н/п Пировское на левом моторе началась раскрутка винта до 2250 об/мин. Попытки устранить раскрутку и зафлюгировать винт результатов не дали. В 17:25 экипаж принял решение о возврате в Енисейск. Полет со снижением с вертикальной скоростью 1-1,5 м/с в течение первых 7-8 минут продолжался при режиме работавшего правого мотора 800 мм рт.ст. и 1800 об/мин. Винт левого мотора развивал на этом этапе 1500-1600 об/мин, сектор газа был убран, сектор винта установлен на затяжеление. Делались повторные безуспешные попытки зафлюгировать винт. На высоте около 1 200 м левый мотор был выключен, после чего авторотирующий воздушный винт стал развивать 1000-1100 об/мин. Правому мотору был установлен номинальный режим (900 мм рт.ст., 2100 об/мин). Снижение продолжалось. На высоте 300 м правый мотор переведен на взлетный режим (1050 мм рт.ст., 2200 об/мин). Снижение продолжалось с вертикальной скоростью 0,5 м/с при скорости полета 130 км/ч. При дальнейшем снижении самолет стал задевать верхушки деревьев на удалении 170 м от места падения. Правая ОЧК, левая и правая половины стабилизатора с рулем высоты отделились и упали в 35-40 м от места падения. В 17:52 самолет упал на землю и разрушился. Носовая часть фюзеляжа разбита. Средняя часть фюзеляжа разрушена и деформирована по грузовую дверь. Левая плоскость оторвана от центроплана по стыку и заброшена вверх на фюзеляж. При осмотре левого мотора обнаружено, что детали мотора, расположенные за регулятором оборотов, залиты маслом. Также маслом залиты левый мотоотсек, противопожарная перегородка, левый коллектор, нижняя обшивка левой половины центроплана и левая половина стабилизатора. Переходник реле давления РД-7М регулятора оборотов поломан по резьбовой части и висел на электропроводке реле давления. Мотор, имевший наработку снэ 838 ч, прошел капитальный ремонт на АРБ-410 25 октября 1950 г. В январе 1952 г на АРБ-401 произведена переборка мотора после аварии самолета, на котором он был установлен. На Ли-2 Л-4661 мотор установлен в сентябре 1952 г. Поломка переходника в полете также подтверждается наличием забоин на поверхности отломавшегося и висевшего на проводке корпуса реле давления.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является поломка переходника реле давления на регуляторе оборотов левого мотора в полете, что привело к выбиванию масла, раскрутке винта, одномоторному полету с незафлюгированным винтом со снижением и последующей вынужденной посадке на лес ночью.
    Виновники:
    1) АРБ-410 и АРБ-401, не выполнившие распоряжение ГУ ГВФ, начиная с 01.06.50 заменять переходники реле давления регуляторов оборотов Р-7Ф, изготовленные из стали 40, на усиленные переходники, изготовленные из стали 38ХА, с целью предотвращения их поломок.
    2) Экипаж самолета, который не установил номинальный режим работы правому мотору сразу после возникновения раскрутки, с опозданием использовал полную мощность мотора, чем допустил быструю потерю высоты. Не была также использована возможность посадки на подобранную площадку с убранными шасси, несмотря на хорошее лунное освещение и наличие на борту ПАР-8.
    3) ИТС ЛЭРМ и 128 ОАО, не проявивший должного внимания и не выявивший допущенные реморганами нарушения при монтаже и эксплуатации мотора в течение 149 часов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.