Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Красноярского УГА в Ермаковском районе Красноярского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 марта 1965 г.
Время:  07:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Ермаковский район, близ пос. Арадан, 122 км от а/п Кызыл
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-54971
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Рейс:  542
 


Описание
    Экипаж 132 летного отряда произвел взлет в а/п Кызыл в 05:10 мск и в 06:55 произвел посадку в а/п Абакан. После предполетного обслуживания самолета взлет в обратный рейс произведен в 07:04. На борту находились 24 взрослых пассажира и три ребенка. Полетный вес, составлявший при взлете 10 946 кг, превышал установленный на 246 кг. Центровка была в пределах допустимой. Прогноз погоды по маршруту с 05:00 до 11:00 предусматривал: облачность 5-10 баллов, средняя, верхняя, видимость более 10 км. В первой половине срока в низинах местами туман с видимостью менее 1 000 м. Умеренная болтанка. Горы открыты. Ветер на высоте 3 000 м 360° 50 км/ч. Фактическая погода была: ясно, видимость 50 км и более, ветер до высоты 4 000 м северо-западный до 30 км/ч. Болтанка на всех высотах отсутствовала. В 07:23 экипаж сообщил занятие эшелона 3 000 м, а в 07:41 передал Красноярской РДС: « 3000 визуально, сию перевал, 280 путевая, Романом Кызыла на подходе». Диспетчер РДС дал указание доложить об установке связи с а/п Кызыл, на что экипаж ответил: «хорошо, доложу». Больше экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал. Самолет был обнаружен на трассе в 122 км от а/п Кызыл в горах на высоте 1 740 м (80 м от вершины) полностью разрушенным. По обнаруженным часам погибших было установлено время катастрофы 07:45 мск. Падение самолета происходило с большими поступательной и вертикальной скоростями снижения под большим углом и с левым креном со скольжением в направлении 240° (110° к трассе). Катастрофа произошла в лесу на крутом (до 40°) склоне между реками Нистафоровка и Иосифовка.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 27 27
На земле   0
Всего погибших 31


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-54971
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.09.1952
Заводской номер ВС 23442810
Наработка ВС (часы) 17098
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 13838 КЛ 3114112


Сведения о рейсе

Номер рейса 542
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Тувинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Абакан
Пункт назначения Кызыл
Начальный пункт маршрута Абакан
Конечный пункт маршрута Кызыл


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Глубокий снежный покров (2-3 м) не позволил комиссии произвести детальный осмотр места катастрофы. После стаивания снега, 1 июня, комиссией с воздуха были обнаружены отдельные части самолета, находившиеся на удалении 600 м с магнитным курсом 10° от места происшествия:
    1) руль поворота с частью киля, прикрепленного к рулю поворота верхним узлом навески руля;
    2) верхняя часть съемного концевого обтекателя киля;
    3) концевой обтекатель левой ОЧК;
    4) часть левого элерона (от 25 по 28 нервюру элерона);
    5) верхняя часть носка руля поворота с грузом весовой комплектации;
    6) нервюры №11 и 12 руля поворота с наклонным трубчатыми раскосом;
    7) сорванная обшивка руля поворота (два куска).
    На расстоянии 300 м от места происшествия найден кусок дюралевой обшивки верхней части левого концевого обтекателя размером 40х20 см.
    Концевой обтекатель оторвался от левой ОЧК по сечению в 2-5 см от стыковочной нервюры. Верхняя обшивка концевого обтекателя возле стыковочного шва имеет гофр с выпуклостью кверху вдоль нервюры. Обшивка концевого обтекателя имеет разрывы по перемычкам отверстий стыковочных винтов со стороны ребер атаки и обтекания.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Учитывая удаление найденных частей от места происшествия, комиссия сделала вывод, что обрыв концевого обтекателя левой ОЧК, разрушение левого элерона, обрыв руля поворота и разрушение верхней части киля произошли в воздухе.
    2) Учитывая, что в одном месте с рулем поворота находится концевой обтекатель и, учитывая, что в горизонтальном полете руль поворота испытывает малые аэродинамические нагрузки, комиссия считает, что первоначально произошел отрыв концевого обтекателя левой ОЧК. Разность моментов подъемных сил, действующих на крыло после отрыва концевого обтекателя левой ОЧК, привела к резкому повороту самолета вокруг продольной оси в левую сторону, что создало значительные аэродинамические нагрузки на руль поворота и привело к его отрыву.
    3) Характер разрушения концевого обтекателя левой ОЧК и аналогичный вид деформации правой ОЧК позволяет сделать вывод, что большая аэродинамическая нагрузка была симметричной и обрыв концевого обтекателя левой ОЧК произошел под ее воздействием.
    4) По мнению комиссии возникновение больших аэродинамических нагрузок произошло вследствие попадания самолета в нисходящий турбулентный поток после пролета перевала и в результате воздействия пилотов на органы управления с целью прекращения снижения самолета над горным рельефом.
    5) Комиссия считает, что причиной катастрофы является обрыв концевого обтекателя левой ОЧК вследствие больших аэродинамических перегрузок при полете над горной местностью, что привело к падению и разрушению самолета.
    Признаков усталости, коррозии и других повреждений, способствующих снижению прочности конструкции и ее разрушению, не обнаружено. Качество металла разрушенных силовых элементов соответствует требованием технических условий. Однако, место разрушения не соответствует местам разрушения крыла при неоднократно проведенных статических испытаниях, а также при разрушении крыла самолетов Ли-2, ранее имевших место при эксплуатации, в связи с чем необходимо провести дополнительный анализ возможных причин возникновения нагрузок, вызвавших разрушение.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     При расследовании другой катастрофы Ли-2, произошедшей через год также по причине обрыва концевого обтекателя левой ОЧК, комиссия сделала вывод о недостаточной устойчивости его конструкции.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.