Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (59 АТО) близ а/п Магдагачи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 апреля 1952 г.
Время:  13:39
Страна:  СССР
Место происшествия:  Амурская область, близ а/п Магдагачи
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1308
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ, 59 АТО
Рейс:  5
 


Описание
    Экипаж 59 авиатранспортного отряда выполнял рейс №5 Иркутск-Хабаровск. Взлет в Иркутске произведен в 06:52 мск. После посадки в 08:40 в Чите, дозаправки и проверки бензофильтров экипаж произвел взлет в 09:48 Полет проходил на эшелоне 3 600 м, преимущественно в облаках, при наличии обледенения. Посадку в а/п Магдагачи экипаж произвел в 12:34. После дозаправки самолет был выпущен в ночной рейс, имея на борту 2 090 кг груза и почты. Взлет произведен в 13:39 с МК=300° при боковом ветре слева под углом 30-35° скоростью 20 м/с с порывами до 24 м/с. После пробега 500-600 м самолет отделился от ВПП. После отрыва его ветром стало сносить вправо. Набор высоты производился с более пологим, чем обычно, углом. На высоте 30-40 м самолет накренился вправо на 10-15° и начал разворачиваться вправо с резким увеличением крена до 60-70° и одновременным снижением. Ударившись о землю в поле в 922 м правее оси ВПП и в 800 м после ее торца, самолет загорелся. Экипаж погиб, самолет сгорел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1308
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.03.1947
Заводской номер ВС 30014
Наработка ВС (часы) 1890
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829101366 829101369


Сведения о рейсе

Номер рейса 5
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ, 59 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Магдагачи
Пункт назначения Хабаровск
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Точная причина катастрофы не установлена. Наиболее вероятной причиной является взлет со струбциной на левом элероне в условиях сильного порывистого ветра и болтанки. Это может быть подтверждено следующим:
    1) Когда самолет стало сносить вправо после отрыва, КВС по каким-то причинам не боролся со сносом. Крен на высоте 30-40 м мог возникнуть непроизвольно от сильного порывистого ветра и болтанки, в результате чего, вследствие потери поперечной управляемости, КВС не мог бороться со сносом и вывести самолет из крена.
    2) Обнаружением необгоревшей элеронной струбцины рядом с левой плоскостью – в 7 м от задней кромки крыла напротив места ее установки. Там она могла оказаться только будучи не снятой с элерона перед взлетом. Остальные 4 струбцины найдены обгоревшими в хвостовой части самолета, где они и должны были находиться в полете.
    3) Более пологим взлетом, свидетельствующим о том, что он, по-видимому, производился без применения щитков.
    4) Ряд свидетелей дает противоречивые и необоснованные показания по вопросу о струбцине и проверки действия рулей экипажем перед взлетом.
    5) Наличие струбцины в сочетании с сильным ветром и болтанкой при отсутствии поперечной управляемости самолетом неизбежно должно было привести к подобным последствиям.
    Способствующие причины:
    1) Выпуск, в нарушение НПП ГА-51, самолета в полет руководителем полетов при боковом ветре, скорость которого превышала норму, определенную НПП ГА-51.
    2) Безответственность и превышение полномочий авиатехником, самостоятельно принявшим решение на выпуск самолета без фактической проверки его полной готовности к полету. Он подписал графу о готовности самолета в задании на полет, не имея на то полномочий. Отсутствие контроля за готовностью самолета со стороны инженера аэропорта, в результате чего самолет был выпущен в полет в неисправном состоянии (не работал приемник командной радиостанции). Техническое обслуживание самолета в целом было организовано неудовлетворительно. Комиссия не смогла выяснить, кем была установлена струбцина на элерон.
    3) Недостатки в организации своевременного метеоинформирования руководящего состава аэропорта. Прогноз погоды с 12:00 до 18:00 предусматривал ветер скоростью 12-15 м/с с порывами до 17 м/с. Штормовое предупреждение об усилении ветра до 20-24 м/с составлено не было, т.к. усиление ветра было неожиданным для синоптика. В бланке фактической погоды, врученном КВС перед полетом, была указана погода за 13:05: ветер западно-юго-западный 17 м/с с порывами до 20 м/с. За 4 минуты до вылета диспетчеру все же было вручено штормовое оповещение о наличии западного ветра 20 м/с с порывами до 24 м/с, но на командную вышку оно передано не было, т.к. сведения о погоде туда передаются только по требованию диспетчера, а штормовые оповещения совершенно не передаются.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.