Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ли-2 Северного ТУ ГВФ и Ил-12 Западно-Сибирского ТУ ГВФ в районе аэропорта Казань
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 января 1953 г.
Время:  20:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Татарская АССР, 3 км юго-западнее а/п Казань
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4582
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
 


Описание
    Самолеты Ил-12 112 авиаотряда и Ли-2 67 авиаотряда столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу в 3 км юго-восточнее а/п Казань, когда экипаж Ил-12 производил набор высоты после взлета, а экипаж Ли-2 выполнял маневр по пробиванию облачности.
    Экипаж Ил-12, выполнявший полет по перевозке груза весом 2 454 кг (термостабилин, манометры, пресс-порошок, провода, электромоторы, радиодетали и радиолампы) из Новосибирска в Москву, произвел посадку в а/п Казань в 19:48.
    Самолет Ли-2 произвел взлет в а/п Быково в 17:03. На борту находился груз министерства электропромышленности СССР весом 1 448 кг, состоявший из латунных досок (6 штук весом 155 кг каждая) и конденсаторов.
    Фактическая погода в районе а/п Казань была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 300 м, общая метель, видимость 1 300 м, ветер южный 7-9 м/с, t=-10°С.
    Самолет подходил к а/п Казань на высоте 1 800 м в облаках. Затем по команде диспетчера командной вышки экипаж последовательно снизился до 1 200 и до 600 м, а по команде руководителя полетов, в нарушение НПП ГА-51, самолет был выведен на ДПРМ на высоте 300 м, а не на установленной для данных метеоусловий высоте 900 м. Диспетчер, несмотря на то, что слышал неправильную команду РП, ее не отменил. В воздухе в районе аэропорта в это время других самолетов не было.
    По показаниям очевидцев, горизонтальная видимость была значительно хуже, чем указанная АМСГ – горизонтальная видимость на ВПП была около 1 000 м с интенсивным снегопадом. В районе происшествия видимость была еще ниже, а снегопад – еще интенсивней.
    Экипаж Ли-2, прибыв в район аэродрома на высоте 300 м, аэродром не обнаружил, о чем сообщил РП. Тот дал указание продолжать дальнейшее снижение по ОСП, установленной с посадочным курсом 300°. Руководитель полетов находился на старте, диспетчер и зам. нач. аэропорта по летной службе находились на командной вышке. Последний, видя резкое ухудшение погоды, вызвал на вышку начальника аэропорта. Он прибыл туда в 20:33 и принял решение полеты не прекращать, хотя погода для вылета и приема самолетов была значительно хуже установленного минимума. Зам. нач. аэропорта по летной службе и руководитель полетов, видя явное несоответствие погоды установленному минимуму, не предприняли никаких действий, чтобы временно задержать прием и выпуск самолетов, хотя запас топлива на борту Ли-2 (600 кг) позволял ему выжидать улучшения погоды или уйти на запасные аэродромы, на которых была хорошая погода.
    В 20:29-20:31 Ли-2 вышел, согласно указаниям РП, на ДПРМ с МК=120° на высоте 300 м и приступил к выполнению стандартного разворота. Точное время выхода на ДПРМ установить не удалось, в связи с подделкой документов, произведенной после катастрофы диспетчером. На запрос РП о местонахождении экипаж ответил: «Выполняю стандартный разворот на курсе 120°. После этого экипаж самолета Ил-12 запросил разрешение на взлет. РП дал разрешение в 20:35. Вскоре после этого экипаж Ли-2 сообщил: «Снижаюсь на дальнюю с курсом 300°. РП ответил: «Возьмите поправку к посадочному курсу минус 15° - курс 285°, снижайтесь на курсе, держитесь на высоте 200 м».
    Экипаж Ил-12 произвел взлет в 20:35. По его запросу диспетчер разрешил правый разворот на курс следования по маршруту. Экипаж Ил-12 ответил: «Вас понял». Экипаж Ли-2 в это время доложил: «Прошел дальнюю на высоте 150 м курсом 300°». РП подал команду: «На 150 м выходите на ближнюю, над ближней разворот на 340° правым доворотом, посадочный курс у нас 160°». После этого связь с обоими экипажами прекратилась. Согласно записям на магнитофоне, все команды подавались торопливо и нечетко. Чтобы восстановить запись потребовалось десятки раз прослушать ее. Установлено, что экипаж Ли-2, получив данную неразборчивую команду РП, понял ее как указание выйти на БПРМ на курсе 340°. Пытаясь выйти на БПРМ на заданном курсе 340°, экипаж Ли-2 сделал необходимые довороты и должен был неизбежно пересечь линию взлета Ил-12, взлетавшего с МК=160°. Этому обстоятельству способствовало направление встречно-бокового ветра, который сносил взлетевший самолет Ил-12 влево, т.е. к Ли-2. Согласно НПП ГА-51, экипаж Ил-12 должен был производить первый разворот на высоте 200 м.
    Столкновение произошло в 20:37 на высоте 150 м, т.е. когда Ил-12 набирал высоту по прямой, через 105 секунд после его взлета. Левый мотор Ли-2, находившегося в правом развороте, ударил в нижнюю часть хвостового оперения Ил-12. Левый мотор Ли-2 оторвался и упал в 795 м левее продолженной оси ВПП с МК=160° (в 950 м южнее продолженной оси ВПП с МКпос=300°). Хвостовая часть Ил-12 отделилась в воздухе и упала в 252 м северо-восточнее места падения мотора Ли-2. Самолеты в беспорядочном падении упали на заснеженное поле юго-западнее села Вознесенское (соответственно, в 464 м восточнее и в 94 м северо-западнее места падения мотора Ли-2). При этом хвостовое оперение Ил-12 находилось в 334 м северо-западнее места падения самолета.
    Расследованием установлено, что выпуск самолетов и одновременное пробивание облачности на встречно-пересекающихся курсах практиковались в а/п Казань неоднократно и ранее.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4582
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 18430404
Наработка ВС (часы) 3705
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8113943 6211-1984


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Быково)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила следующие нарушения, которые являются причинами столкновения самолетов:
    1) Подвод самолета Ли-2 на ДПРМ в СМУ на высоте 300 м вместо установленной высоты 900 м для данных метеоусловий, т.к. атмосферное давление в момент происшествия было 735,7 мм рт.ст.
    2) Данное РП разрешение снижаться до 200 м и до 150 м с одновременным разрешением взлета экипажу Ил-12 на встречно-пересекающихся курсах вместо того, чтобы задержать взлет Ил-12 до посадки Ли-2 или держать самолет Ли-2 на высоте 600 м до доклада экипажа Ил-12 о выходе на курс следования.
    3) Игнорирование начальником аэропорта и его заместителем минимума погоды.
    Расследованием не установлено какой-либо вины экипажей.
    Главный виновник катастрофы - руководитель полетов. Также виновниками являются начальник аэропорта Казань, его зам. по летной службе и диспетчер командной вышки.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.