Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 МУТА ГВФ на реке Волга в районе речного порта Казани
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 апреля 1953 г.
Время:  21:37
Страна:  СССР
Место происшествия:  Татарская АССР, река Волга близ Казани
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1777
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Рейс:  35
 


Описание
    Экипаж 65 авиаотряда произвел взлет в а/п Внуково в 19:11. Полет проходил на эшелоне 1 200 м визуально. После пролета Суроватихи экипаж заметил облачность с грозовой деятельностью, снизился до 600-700 м и обошел облачность севернее. Затем экипаж визуально вышел на реку Волга в районе железнодорожного моста. Вход в АДС а/п Казань произведен на высоте 600 м. Следуя по южному берегу реки Волга, за 3-4 минуты до происшествия, при подходе к аэропорту экипаж запросил вход в круг, получил разрешение и снизился до 300 м. Над изгибом реки произошел внезапный удар. Оба двигателя потеряли мощность, а из выхлопных патрубков показалось пламя. Определив пожар двигателей, экипаж попытался зафлюгировать воздушные винты, что закончилось неудачей. Самолет резко терял высоту. КВС принял решение о вынужденной посадке на реку Волга и произвел ее вблизи берега в районе речного порта Казани. Самолет начал заполняться водой. Дверь пилотской кабины завалило грузом, размещенным в передней части пассажирской кабины. Дверь была освобождена с помощью пассажиров. По показаниям одного из пассажиров, экипаж объявил, что самолет произвел вынужденную посадку на воду на мели. По этой причине часть пассажиров вместо немедленного покидания тонущего самолета начала собирать свои вещи и одевать верхнюю одежду. Самолет вскоре погрузился в воду и затонул на глубине 18 м. Пассажиры и члены экипажа покинули самолет и держались на воде до подхода местных жителей на лодках. Один из пассажиров, надевший пальто перед покиданием самолета, не смог продержаться на воде до прихода помощи и утонул. Остальные пассажиры и члены экипажа были спасены.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 18 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1777
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.03.1949
Заводской номер ВС 93013114
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829101533 829102036


Сведения о рейсе

Номер рейса 35
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила, что в 21:37 в ночном полете на высоте 300 м самолет столкнулся со стаей уток. Куски одной утки были обнаружены между цилиндров левого мотора. Вторая утка ударилась в кабину пилотов выше ее остекления. Члены экипажа в своих показаниях описали удар, как очень сильный, от которого у них буквально потемнело в глазах. От удара был деформирован стрингер. Обшивка получила глубокие вмятины. Одновременно деформировалась задняя крышка щитка переключателей магнето, вследствие чего произошло замыкание контакторов переключателей магнето с одновременным опусканием от сильного удара рычажка аварийного выключателя магнето в положение «выключено» с обрывом контровой проволоки, что привело к выключению зажигания обоих моторов. Внезапное выключение зажигания привело к тому, что горючая смесь, поступавшая в цилиндры, не поджигалась искрой от свечей, а воспламенялась в выхлопных патрубках. В результате образовывались длинные языки пламени, выходившие из патрубков, что экипаж и пассажиры приняли за пожар. Экипаж не смог зафлюгировать винты по причине того, что генераторы работали на малых оборотах и не обеспечивали достаточного напряжения электрической сети. Аккумуляторы при включенных ночном оборудовании, командной радиостанции и освещении пассажирской кабины не могли обеспечить флюгирование.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.