Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Армянской ОАГ ГВФ близ Еревана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 января 1954 г.
Время:  06:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, г. Кара-Даг, 12 км западнее Цахкашена
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4105
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
 


Описание
    Экипаж 35 авиаэскадрильи произвел взлет в а/п Ереван в 05:13 мск. Заданием на полет было вертикальное зондирование атмосферы. Фактическая погода при вылете: облачность 5-9 баллов, слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 2 км, t=-2°С, штиль.
    Прогнозом погоды предусматривалась: облачность 5-9 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость 2-4 км с ухудшением до 1-2 км, дымка, ветер юго-западный 30-40 км/ч, рему, в облаках обледенение.
    До высоты 3 000 м полет выполнялся визуально. В 05:30 экипаж доложил: «высота 3 300 м, нижняя кромка расплывчатая, земля просматривается» На высоте 4000-5000 м полет проходил между слоями облачности. В 06:05 экипаж доложил полет на высоте 5 500 м сверх облаков и пролет ДПРМ а/п Ереван с курсом 30°. В 06:10 экипаж еще раз доложил пролет ДПРМ и снижение с курсом 30° (по данным метеорографа, снижение началось в 06:07). В 06:14 экипаж доложил начало стандартного разворота с курсом 30° и снижение. После этого связь прервалась. Последнее наблюдение за самолетом на радиолокаторе ПВО было в 06:17. Самолет в районе горы Нор-Баязет снижался в направлении горы Уч-Тапа.
    Разрушенный самолет обнаружен 28 января в снегу на восточном склоне горы Кара-Даг (3 231 м) в 60-70 м от ее вершины в 39 км от аэропорта Еревана с истинным путевым углом 62°. Носовая часть фюзеляжа полностью разрушилась по 14-й шпангоут. По 30-му шпангоуту фюзеляж разломился на две части.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4105
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.08.1950
Заводской номер ВС 18465507
Наработка ВС (часы) 1930
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8111218 811573


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ереван
Пункт назначения Ереван
Начальный пункт маршрута Ереван
Конечный пункт маршрута Ереван


Подробные сведения

Описание последствий АП     Катастрофа произошла вследствие того, что в нарушение наставления по службе прогнозов экипажу перед вылетом на зондирование не был дан прогноз ветра по высотам. Вследствие этого экипаж при полетах на высотах свыше 3 500 м в облаках и над облаками не учитывал сноса ветром. Фактически на этих высотах был сильный северо-западный ветер, который снес самолет на 18 км от ЛЗП в сторону высоких гор. Кроме того, экипаж нарушил инструкцию по вертикальному зондированию атмосферы в районе а/п Ереван, которая предусматривает снижение самолета после выполнения задания до 3 900 м с выходом на ШВРС, в результате чего самолет столкнулся с горой на высоте 3 160 м. Это можно объяснить тем, что до высоты 3 300 м экипаж производил полет визуально и при незначительной силе ветра. Направление и скорость ветра экипажем определены не были, о чем было донесение на КДП в 05:38 с высоты 4 000 м. При дальнейшем полете в облаках и сверх облачности на высотах более 5 000 м КВС, по-видимому, был уверен, что скорость ветра остается такой же незначительной и поэтому угол сноса не учитывал. Точного отхода и выхода на радионавигационную точку (РНТ) на часах АЧХО он не засекал. Эта самоуспокоенность привела к тому, что КВС продолжал производить снижение ниже установленной безопасной высоты, предполагая, что на высоте около 3 300 м он выйдет из облачности и будет производить дальнейшее снижение визуально. Высоты в предполагаемом им районе снижения были значительно ниже 3 000 м. В действительности на высотах более 4 000 м был сильный ветер со скоростью 70-90 км/ч. Снижение происходило равномерно с вертикальной скоростью 4,5 м/с. Выйдя из облаков, будучи снесенным ветром в сторону, экипаж увидел землю в непосредственной близости перед собой и успел включить моторы аварийным выключателем и резко вырвать самолет из угла снижения. Самолет столкнулся с горой с МК=240°(крутизна склона 40-50°). Первый удар о склон был колесами шасси и нижней частью пилотской кабины. Самолет отделился, пролетел 10-15 м и второй раз ударился о склон с правым креном.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы – нарушение КВС инструкции по зондированию атмосферы в районе а/п Ереван в части снижения ниже установленной безопасной высоты 3 900 м без выхода на РНТ, а также ошибка, допущенная им в определении и учете характера и скорости сноса самолета ветром. Он допустил на левое сиденье стажера, который ни один самостоятельный полет в качестве КВС не сделал, полностью не использовал имеющиеся в аэропорте радиосредства для контроля и расчета своего положения, совершенно не использовал пеленгатор. Весь расчет полета он вел только по приводной радиостанции аэропорта. Экипаж недостаточно точно выдерживал время отхода и выхода на РНТ, особенно на последнем этапе полета при снижении, в связи с чем не мог определить направление ветра на высотах. В результате он допустил грубую ошибку в расчете полета, не учитывая характера и направления сноса. КВС ранее допускал различные нарушения. Сослуживцы отмечают также наличие у него зазнайства и излишней самоуверенности. Однажды ставился вопрос о его снятии с должности инструктора.
    Способствующие причины:
    а) экипаж выпущен на незакрепленном за ним самолете;
    б) несмотря на только 4-ый полет в качестве командира экипажа на зондирование, командир 35 аэ предварительную подготовку с КВС не проводил, ограничившись лишь проверкой знания инструкции на зондирование и разъяснением, почему экипаж назначен на это задание;
    в) предполетной подготовкой никто из лиц командного состава не руководил;
    г) консультацию синоптика экипаж перед вылетом не получал и был выпущен в полет с прогнозом погоды без указания ветра на высотах;
    д) руководство полетом сводилось только к фиксированию сведений, передаваемых с борта;
    е) РП не использовал радиопеленгатор для контроля полета по направлению и никаких указаний на борт не передавал. К находящемуся в а/п Ереван посту ПВО за информацией о местонахождении самолета не обращался до потери связи с самолетом;
    ж) инструкция по вертикальному зондированию атмосферы в районе а/п Ереван составлена неполно и нечетко. К организации полетов на зондирование в Армянской ОАГ ГВФ относились, как к обычному полету, совершенно не учитывая, что полеты проводятся на больших высотах и предельных скоростях в условиях высокогорной местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.