Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Северного ТУ ГВФ в а/п Свердловск-Кольцово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 ноября 1954 г.
Время:  16:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Свердловск (Кольцово)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4519
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
 


Описание
    Экипаж 67 авиаотряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Ленинград-Новосибирск с промежуточными посадками в Москве (Быково), Казани, Свердловске и Омске. В 14:45 мск самолет произвел посадку в а/п Кольцово. В 16:39 экипаж приступил к взлету с МК=256° при фактической погоде: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая и разорвано-дождевая высотой 90-100 м, видимость 6 км, дымка, ветер юго-восточный 1 м/с, t=-1°С, осадков и обледенения не наблюдалось. После отрыва самолет сначала накренился влево, затем вправо, и с правым креном свалился на землю в 150 м левее ВПП и в 250 м до ее конца. При ударе кабина пилотов разрушилась, фюзеляж разломился за центропланом, правая плоскость обломилась. Перед падением экипаж выключил зажигание моторов и пожара не возникло. Погибли КВС, бортмеханик и 3 пассажира. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения. Пассажир с открытой ЧМТ скончался в больнице через две недели.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 2
Пассажиры 10 4
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4519
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС июнь 1948 г.
Заводской номер ВС 18429002
Наработка ВС (часы) 7096
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8112455 8113677


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Омск (Центральный)
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Северный)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что в данном составе экипаж выполнял полет впервые. КВС и второй пилот совместно налетали 76 часов. Материальная часть работала исправно. Выпуск самолета в ночной полет произведен по указанию начальника аэропорта, в нарушение приказа начальника ГУ ГВФ, запрещающего выпуск в ночной полет самолетов, следующих вне расписания, без разрешения начальника управления транспортной авиации ГУ ГВФ. Экипаж выпускался заведомо с суточным переналетом по прибытию в Омск на 1 ч. 07 мин. Погода соответствовала установленному минимуму и уровню подготовки экипажа. Опасных метеоявлений не было.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неудовлетворительная организация выпуска в полет экипажа, выразившаяся в поспешном комплектовании экипажа непосредственно перед вылетом, в первом облете самолета в составе данного экипажа за 1,5 ч. до вылета на задание, что привело к отсутствию достаточной сработанности экипажа в целом.
    2) Грубое нарушение начальником аэропорта приказа нач. ГУ ГВФ и превышение установленной санитарной нормы экипажа. В день катастрофы экипаж к моменту вылета работал 13 часов 40 минут. Предыдущую ночь экипаж отдыхал не полностью, выполняя ночной рейс из Быково в Казань. Из Кольцово экипаж был выпущен также ночью с расчетной продолжительностью полета 3 ч. 32 мин. Таким образом, общее время работы экипажа составило бы при прилете в Омск 17 часов, из которых 9 ч. 07 мин. в полете.
    Непосредственная причина катастрофы – взлет и набор высоты в ночных условиях с выпущенными не менее чем на 25° щитками, что привело к чрезмерно медленному нарастанию воздушной скорости, ухудшению поперечной устойчивости и управляемости самолета. Экипаж, не определив и не устранив причины ненормального поведения самолета в наборе высоты, проявил суетливость. КВС, по-видимому, отвлек свое внимание от пилотирования самолета. В результате самолет потерял скорость и упал на землю с малой высоты. Наиболее вероятной причиной выпуска щитков явилась ошибка бортмеханика, который в процессе руления или перед взлетом ошибочно воспользовался ручкой управления щитками вместо ручки управления шасси для увеличения давления в гидросистеме шасси.
    Перечисленные в п. 1 и 2 нарушения полностью способствовали возникновению непосредственной причины катастрофы.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.