Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Казахского ТУ ГВФ близ а/д Первомайский, Алма-Ата
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 декабря 1954 г.
Время:  20:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, близ а/д Первомайский, 4,5 км северо-западнее а/п Алма-Ата
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1320
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ, 151 ао
Рейс:  98
 


Описание
    Экипаж 151 авиаотряда выполнял рейс №98 Алма-Ата-Москва. Вылет по расписанию должен был состояться в 16:45 мск, но в связи с неисправностью матчасти был произведен после ее устранения в 17:45 при следующей фактической погоде: облачность 2/0 верхняя, дымка, видимость 4 км, ветер северо-западный 1 м/с, t=-25°С. В 17:47 экипаж доложил: «Взлет произвел, на борту все в порядке». В 17:48 последовал доклад: «Иду на одном моторе», после чего связь прервалась. Самолет потерпел катастрофу на территории воинской части в районе аэродрома Первомайский в 4,5 км северо-западнее а/п Алма-Ата. Погибла бортпроводница. Остальные члены экипажа и 2 пассажира получили ранения средней тяжести. 12 пассажиров не пострадали. Комиссия установила, что взлет с левого сиденья производил второй пилот, самовольно посаженный на это место командиром экипажа (в задание на полет был включена тренировка второго пилота, но в условиях рейсового полета она должна быть только с правого сиденья). На высоте 100-120 м второй пилот увидел пламя и сообщил экипажу, что горит левый мотор. КВС, увидев отблески пламени и получив подтверждение от бортмеханика, приказал зафлюгировать левый винт, а сам произвел скольжение самолета вправо с целью сбить пламя. При скольжении было потеряно 20-30 м высоты. Винт зафлюгировался после двухкратного нажатия на ПН-1 на высоте 80-70 м. Яркое пламя на моторе прекратилось. После вывода самолета из скольжения на этой высоте КВС начал левый разворот для захода на посадку на аэродром Алма-Ата. Самолет во время флюгирования винта снижался с вертикальной скоростью 3-4 м/с при горизонтальной скорости 200 км/ч. В связи с этим второй пилот подал команду «форсаж правому мотору!». Команда была выполнена бортмехаником. Почувствовав значительное давление на правую ногу, КВС подал команду снять форсаж, а второму пилоту – не вмешиваться и следить за приборами. Бортмеханик установил двигателю номинальный режим. Потеря высоты продолжалась. КВС в связи с этим дважды подавал команду увеличить мощность работы правого мотора. В результате мотор был снова форсирован (на месте катастрофы сектор газа правого двигателя был обнаружен установленным на номинал, а магнето были включены). Скорость полета снизилась до 180-170 км/ч, а потеря высоты не прекратилась. Вследствие этого КВС принял решение произвести посадку на аэродроме Первомайский, расположенном на маршруте полета. Самолет подошел к аэродрому на высоте 20-15 м. Увидев с этой высоты непосредственно перед собой глубокий овраг шириной около 100 м, КВС, боясь, что самолет его не перетянет, развернул его на 90° влево в направлении жилых домов. При развороте самолет правой плоскостью сбил сторожевую будку, расположенную на краю оврага. Затем, сбив на пути несколько небольших деревьев и два телеграфных столба, самолет приземлился с убранными шасси и работающим правым мотором. Проскользив по земле около 160 м, самолет ударился о кирпичный сарай и цементную помойку. Передняя часть фюзеляжа разрушилась по 15-ый шпангоут, хвостовая часть оторвалась по 33-ий шпангоут. Пилотская кабина разрушилась по 8-ю раму, центроплан и плоскости деформированы. Катастрофа произошла в 17:55 мск (20:55 мест. вр.).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 14 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1320
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 30126
Наработка ВС (часы) 4645
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829105076 829104307


Сведения о рейсе

Номер рейса 98
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ, 151 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Караганда
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что на 10-м цилиндре левого мотора в режиме набора высоты прогорел клапан воздушного самопуска. Так как прогар клапана происходил на номинальном режиме работы мотора, это сопровождалось сильным и ярким пламенем, что было принято экипажем за пожар на моторе. Перед вылетом самолет прошел 25-ти часовую форму технического обслуживания. Качество выполненных работ было низкое. При приемке самолета после завершения работ бортмеханик обнаружил, что винт левого двигателя не входил во флюгер. Автопилот и радиокомпас не работали. Устранив эти дефекты, старший мастер смены и контрольный мастер ОТК ушли домой. Для выпуска самолета остались авиатехник и механик. При выключении моторов на загрузочной площадке бортмеханик услышал шипение на левом моторе и решил проверить исправность клапанов воздушного самопуска на цилиндрах. Вместе с авиатехником он обнаружил плохую затяжку корпуса клапана и воздухоподводящей трубки у клапана воздушного самопуска 10-го цилиндра. Корпус был снят и разобран. Совместно с бортмехаником, авиатехник убедился в отсутствии дефектов и установил клапан обратно. Сборка была произведена им небрежно. Корончатая гайка штока клапана была установлена в перевернутом положении и не была законтрена. Бортмеханик правильность сборки не проконтролировал.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Прогар клапана воздушного самопуска 10-го цилиндра левого двигателя из-за плохого технического обслуживания, принятый экипажем за пожар в двигателе и приведший к одномоторному полету на низкой высоте.
    2) При выполнении одномоторного полета КВС допустил грубые ошибки в технике пилотирования:
    а) производил разворот с креном 5° на неработающий мотор при скорости 180-170 км/ч на высоте 80-70 м;
    б) переменно давал форсаж правому двигателю в процессе разворота, что значительно увеличивало скольжение самолета с креном на неработающий мотор и приводило к потере высоты и скорости.
    Грубым ошибкам КВС в технике пилотирования способствовало то, что на левом сиденье находился второй пилот. КВС не проверялся в пилотировании с правого сиденья с сентября 1952 г.
    Способствующие причины:
    1) плохая организация и состояние технического обслуживания самолетов в ЛЭРМ а/п Алма-Ата.
    2) неудовлетворительное обучение экипажей одномоторному полету и плохая подготовка экипажей к полетам в 151 ао.
    3) слабая дисциплина летного и технического состава в а/п Алма-Ата.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.