Самолет 152 авиаотряда выполнял почтово-пассажирский рейс № 101 Москва – Усть-Каменогорск с промежуточными посадками в Казани, Свердловске, Петропавловске и Павлодаре. В аэропорту Кольцово произошла смена экипажа. Вылет был назначен на 09:00 мск 8 декабря, но из-за плохих метеоусловий по трассе был перенесен на 00:00 мск 9 декабря.
Экипаж произвел взлет в 01:36 мск 9 декабря. На борту находились 4 пассажира, 869 кг почты и 496 кг груза. Проведя предполетную подготовку утром 8 декабря, вторично экипаж предполетную подготовку не проводил. Диспетчер АДС выпустил экипаж без ее проверки и без достаточного аэронавигационного запаса топлива. Полет осуществлялся по расчетам, проведенным экипажем утром 8 декабря.
Прогноз погоды по маршруту Кольцово – Петропавловск с 01:25 до 04:30 предусматривал: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 600-1000 м и средняя. Верхняя граница облачности 2500-3000 м, снег, видимость 2-4 км, в облаках обледенение.
В 02:06 экипаж на заданном эшелоне 1 800 м прошел Багаряк с путевой скоростью 180 км/ч. Затем экипаж взял курс на Курган без учета сноса. Пролет экипаж рассчитывал по путевой скорости 260 км/ч, взятой из старого бортжурнала, не внеся корректив в план по данным фактического пролета Багаряка. В действительности, вместо предусмотренного прогнозом погоды юго-западного ветра 40 км/ч, был юго-восточный ветер 60 км/ч, который сносил самолет севернее трассы на 10-12°, уменьшая путевую скорость до 210-215 км/ч, что подтверждается фактическим движением других самолетов в это время по трассе.
В 02:13 экипаж запросил у РДС Кольцово сведения о путевых скоростях самолетов, следующих на восток. Диспетчер РДС штурманские расчеты не посмотрел и вместо 210 км/ч дал экипажу 280 км/ч по данным дневных штурманских расчетов. В 02:38 РДС Омск передала, что Петропавловск закрыт по метеоусловиям. Экипаж ответил, что горючего не хватает, и запросил разрешение произвести посадку в а/п Курган.
В 02:51 экипаж передал в РДС Кольцово об отказе радиокомпаса и просил указаний. Диспетчер РДС вместо указания о возврате в Кольцово запросил о наличии горючего. Экипаж ответил «ждать» и в дальнейшем, до 03:39, РДС Кольцово установить с ним связь не удавалось.
С 02:58 и с 03:05 РДС периодически передавало указания о возврате в Кольцово. Экипаж в это время безуспешно вызывал а/п Курган. В АДС Курган вызовы слышали, но ответы экипаж не принимал. В 02:55 Омская РДС передала на борт приказ о возврате (запись в журнале бортрадиста отсутствует). В штурманском журнале имеется запись, что в 02:50 экипаж якобы пролетал Курган, определив при этом путевую скорость, равную 340 км/ч. Вероятно, экипаж в это время видел землю и ошибочно принял за Курган г. Шадринск.
В 02:56 экипаж (по записи в бортжурнале) взял МК=300° без учета магнитного склонения и напрямую на а/п Кольцово, что больше на 25° установленного направления. С этим курсом на той же высоте 1 800 м экипаж следовал до 03:34. Это привело к уклонению на север от трассы на 120 км. О своем возврате экипаж никому не сообщил и не занял попутного эшелона, назначенного РДС (2 100 м).
В 03:28 экипаж, при следовании на северо-запад, руководствуясь ошибочными расчетами о местонахождении и путевой скорости, определил, что ему для возврата в Кольцово не хватает топлива, о чем сообщил РДС Омск, указав, что может прибыть в Петропавловск через 1 час. Учитывая серьезность сообщения с борта, Омская РДС добилась от а/п Петропавловск согласия на прием и передала на борт указание следовать на Петропавловск. Получив указание, экипаж в 03:34 развернул самолет в сторону Петропавловска, взяв курс 105°. Не зная об уклонении на 120 км к северу, экипаж опять не учел снос на новом курсе, из-за чего самолет продолжал уклоняться еще дальше на север.
В 02:55 радиопеленгаторы Челябинска и Тюмени определили местонахождение самолета. В 03:00 радиопеленгатором Кургана определено местонахождение самолета с азимутом 315° в 90 км от Кургана. Данные переданы в РДС Кольцово, но диспетчер на борт эти данные не передал и никаких команд выйти на трассу не дал. Данные пеленги указывали на уклонение самолета от трассы на 45-50 км к северу с путевой скоростью 215-220 км/ч.
В 03:02 радиопеленгатор Кургана установил местонахождение самолета в 100 км от Кургана с азимутом 315°, в 03:07 – в 128 км с азимутом 318°, что указывало на движение самолета в сторону Кольцово и еще большее уклонение к северу от трассы. Данные пеленги диспетчером АДС Курган ни в РДС Кольцово, ни на борт переданы не были.
В 03:18 экипаж передал в Курган: «высота 1 800, в облаках, снегопад, дайте место и указание». Слово «место», по заявлению оператора, было ей не полностью принято и понято и поэтому диспетчеру АДС не передано. Пеленги на борт диспетчером АДС не были переданы. РДС Кольцово указаний следить за самолетом в а/п Курган не передавал ни при следовании в Кольцово, ни затем, при следовании в Петропавловск.
Экипаж, не определяя своего местонахождения по радиопеленгаторам и не имея сообщений с земли о своем местонахождении, ошибочно полагал, что находится на трассе, и в 03:41 сообщил в РДС Кольцово, что прибудет в Петропавловск в 04:25, связь с Омском имеет, радиокомпас работает, и запросил разрешение перейти на связь с Омской РДС. РДС Кольцово разрешение дало, запросив доклад о входе в зону АДС Петропавловск и в зону РДС Омск. Пеленг от радиопеленгатора Кольцово получен при этом не был, т.к. не получился. При дальнейшем полете экипаж дважды докладывал Омской РДС, что радиокомпас отказал и запрашивал снижение.
После получения сообщения от экипажа, что самолет якобы находится в районе Петропавловска, РДС разрешила снижение до визуального полета. Передача с борта самолета о прибытии в Петропавловск в 04:25 и о неправильном местонахождении не насторожила службу движения Омска и дезориентировала ее.
В 04:53 экипаж доложил: «высота 600, рамка радиокомпаса не вращается». Диспетчер РДС Омск разрешил снижение до 300 м по давлению а/д Петропавловск. С 04:59 до 05:40 экипаж получил от Омского радиопеленгатора серию пеленгов, а в 04:07 и 05:11 два пеленга от Акмолинского радиопеленгатора, которым значения не придал, хотя пеленги указывали, что самолет находится севернее трассы по направлению железной дороги Омск-Тюмень в районе северо-западнее Ишима.
По всем данным, экипаж продолжал поиски Петропавловска визуально, до исхода горючего. Во время полета экипаж не сообщал РДС Кольцово и Омск, что потерял ориентировку и не может ее восстановить. При остатке горючего 100 л РДС Омска приказала подобрать площадку и произвести посадку с убранными шасси.
В 05:43 экипаж доложил, что площадку подобрал и заходит на посадку в районе неизвестного населенного пункта. После этого связь прекратилась. Самолет обнаружен местными жителями на заснеженном вспаханном поле в 250 м от железной дороги Омск-Тюмень в районе разъезда №29 (10 км западнее ст. Омутинская, 175 км северо-восточнее а/п Курган, 215 км северо-западнее а/п Петропавловск). Фюзеляж разломился на две части. Два пассажира получили тяжелые ранения. Экипаж и остальные пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 05:45 мск (07:45 мест. вр.).
Установлено, что самолет производил посадку с МК=210°. Заходя на посадку ночью на большое снежное поле при сильном снегопаде и общей метели с ограниченной видимостью, самолет подошел к земле с небольшим правым креном, начал цеплять за землю правой плоскостью, после чего взмыл, потерял скорость и упал на нос. При посадке экипаж ракеты ПАР-8 использовать не смог, т.к. отверстия кассет были заделаны заглушками при ремонте самолета в ВВС.
|