Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Казахского ТУ ГВФ в Тюменской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1955 г.
Время:  07:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, 10 км западнее станции Омутинская Омской железной дороги
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4339
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао
Рейс:  101
 


Описание
    Самолет 152 авиаотряда выполнял почтово-пассажирский рейс № 101 Москва – Усть-Каменогорск с промежуточными посадками в Казани, Свердловске, Петропавловске и Павлодаре. В аэропорту Кольцово произошла смена экипажа. Вылет был назначен на 09:00 мск 8 декабря, но из-за плохих метеоусловий по трассе был перенесен на 00:00 мск 9 декабря.
    Экипаж произвел взлет в 01:36 мск 9 декабря. На борту находились 4 пассажира, 869 кг почты и 496 кг груза. Проведя предполетную подготовку утром 8 декабря, вторично экипаж предполетную подготовку не проводил. Диспетчер АДС выпустил экипаж без ее проверки и без достаточного аэронавигационного запаса топлива. Полет осуществлялся по расчетам, проведенным экипажем утром 8 декабря.
    Прогноз погоды по маршруту Кольцово – Петропавловск с 01:25 до 04:30 предусматривал: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 600-1000 м и средняя. Верхняя граница облачности 2500-3000 м, снег, видимость 2-4 км, в облаках обледенение.
    В 02:06 экипаж на заданном эшелоне 1 800 м прошел Багаряк с путевой скоростью 180 км/ч. Затем экипаж взял курс на Курган без учета сноса. Пролет экипаж рассчитывал по путевой скорости 260 км/ч, взятой из старого бортжурнала, не внеся корректив в план по данным фактического пролета Багаряка. В действительности, вместо предусмотренного прогнозом погоды юго-западного ветра 40 км/ч, был юго-восточный ветер 60 км/ч, который сносил самолет севернее трассы на 10-12°, уменьшая путевую скорость до 210-215 км/ч, что подтверждается фактическим движением других самолетов в это время по трассе.
    В 02:13 экипаж запросил у РДС Кольцово сведения о путевых скоростях самолетов, следующих на восток. Диспетчер РДС штурманские расчеты не посмотрел и вместо 210 км/ч дал экипажу 280 км/ч по данным дневных штурманских расчетов. В 02:38 РДС Омск передала, что Петропавловск закрыт по метеоусловиям. Экипаж ответил, что горючего не хватает, и запросил разрешение произвести посадку в а/п Курган.
    В 02:51 экипаж передал в РДС Кольцово об отказе радиокомпаса и просил указаний. Диспетчер РДС вместо указания о возврате в Кольцово запросил о наличии горючего. Экипаж ответил «ждать» и в дальнейшем, до 03:39, РДС Кольцово установить с ним связь не удавалось.
    С 02:58 и с 03:05 РДС периодически передавало указания о возврате в Кольцово. Экипаж в это время безуспешно вызывал а/п Курган. В АДС Курган вызовы слышали, но ответы экипаж не принимал. В 02:55 Омская РДС передала на борт приказ о возврате (запись в журнале бортрадиста отсутствует). В штурманском журнале имеется запись, что в 02:50 экипаж якобы пролетал Курган, определив при этом путевую скорость, равную 340 км/ч. Вероятно, экипаж в это время видел землю и ошибочно принял за Курган г. Шадринск.
    В 02:56 экипаж (по записи в бортжурнале) взял МК=300° без учета магнитного склонения и напрямую на а/п Кольцово, что больше на 25° установленного направления. С этим курсом на той же высоте 1 800 м экипаж следовал до 03:34. Это привело к уклонению на север от трассы на 120 км. О своем возврате экипаж никому не сообщил и не занял попутного эшелона, назначенного РДС (2 100 м).
    В 03:28 экипаж, при следовании на северо-запад, руководствуясь ошибочными расчетами о местонахождении и путевой скорости, определил, что ему для возврата в Кольцово не хватает топлива, о чем сообщил РДС Омск, указав, что может прибыть в Петропавловск через 1 час. Учитывая серьезность сообщения с борта, Омская РДС добилась от а/п Петропавловск согласия на прием и передала на борт указание следовать на Петропавловск. Получив указание, экипаж в 03:34 развернул самолет в сторону Петропавловска, взяв курс 105°. Не зная об уклонении на 120 км к северу, экипаж опять не учел снос на новом курсе, из-за чего самолет продолжал уклоняться еще дальше на север.
    В 02:55 радиопеленгаторы Челябинска и Тюмени определили местонахождение самолета. В 03:00 радиопеленгатором Кургана определено местонахождение самолета с азимутом 315° в 90 км от Кургана. Данные переданы в РДС Кольцово, но диспетчер на борт эти данные не передал и никаких команд выйти на трассу не дал. Данные пеленги указывали на уклонение самолета от трассы на 45-50 км к северу с путевой скоростью 215-220 км/ч.
    В 03:02 радиопеленгатор Кургана установил местонахождение самолета в 100 км от Кургана с азимутом 315°, в 03:07 – в 128 км с азимутом 318°, что указывало на движение самолета в сторону Кольцово и еще большее уклонение к северу от трассы. Данные пеленги диспетчером АДС Курган ни в РДС Кольцово, ни на борт переданы не были.
    В 03:18 экипаж передал в Курган: «высота 1 800, в облаках, снегопад, дайте место и указание». Слово «место», по заявлению оператора, было ей не полностью принято и понято и поэтому диспетчеру АДС не передано. Пеленги на борт диспетчером АДС не были переданы. РДС Кольцово указаний следить за самолетом в а/п Курган не передавал ни при следовании в Кольцово, ни затем, при следовании в Петропавловск.
    Экипаж, не определяя своего местонахождения по радиопеленгаторам и не имея сообщений с земли о своем местонахождении, ошибочно полагал, что находится на трассе, и в 03:41 сообщил в РДС Кольцово, что прибудет в Петропавловск в 04:25, связь с Омском имеет, радиокомпас работает, и запросил разрешение перейти на связь с Омской РДС. РДС Кольцово разрешение дало, запросив доклад о входе в зону АДС Петропавловск и в зону РДС Омск. Пеленг от радиопеленгатора Кольцово получен при этом не был, т.к. не получился. При дальнейшем полете экипаж дважды докладывал Омской РДС, что радиокомпас отказал и запрашивал снижение.
    После получения сообщения от экипажа, что самолет якобы находится в районе Петропавловска, РДС разрешила снижение до визуального полета. Передача с борта самолета о прибытии в Петропавловск в 04:25 и о неправильном местонахождении не насторожила службу движения Омска и дезориентировала ее.
    В 04:53 экипаж доложил: «высота 600, рамка радиокомпаса не вращается». Диспетчер РДС Омск разрешил снижение до 300 м по давлению а/д Петропавловск. С 04:59 до 05:40 экипаж получил от Омского радиопеленгатора серию пеленгов, а в 04:07 и 05:11 два пеленга от Акмолинского радиопеленгатора, которым значения не придал, хотя пеленги указывали, что самолет находится севернее трассы по направлению железной дороги Омск-Тюмень в районе северо-западнее Ишима.
    По всем данным, экипаж продолжал поиски Петропавловска визуально, до исхода горючего. Во время полета экипаж не сообщал РДС Кольцово и Омск, что потерял ориентировку и не может ее восстановить. При остатке горючего 100 л РДС Омска приказала подобрать площадку и произвести посадку с убранными шасси.
    В 05:43 экипаж доложил, что площадку подобрал и заходит на посадку в районе неизвестного населенного пункта. После этого связь прекратилась. Самолет обнаружен местными жителями на заснеженном вспаханном поле в 250 м от железной дороги Омск-Тюмень в районе разъезда №29 (10 км западнее ст. Омутинская, 175 км северо-восточнее а/п Курган, 215 км северо-западнее а/п Петропавловск). Фюзеляж разломился на две части. Два пассажира получили тяжелые ранения. Экипаж и остальные пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 05:45 мск (07:45 мест. вр.).
    Установлено, что самолет производил посадку с МК=210°. Заходя на посадку ночью на большое снежное поле при сильном снегопаде и общей метели с ограниченной видимостью, самолет подошел к земле с небольшим правым креном, начал цеплять за землю правой плоскостью, после чего взмыл, потерял скорость и упал на нос. При посадке экипаж ракеты ПАР-8 использовать не смог, т.к. отверстия кассет были заделаны заглушками при ремонте самолета в ВВС.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 4 2
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4339
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.10.1947
Заводской номер ВС 18428101
Наработка ВС (часы) 8612
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8115333 8113407


Сведения о рейсе

Номер рейса 101
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Петропавловск
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Усть-Каменогорск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Потеря экипажем ориентировки в полете вследствие:
    а) недисциплинированности экипажа, выразившейся в вылете в рейс без предварительной подготовки, из-за чего вылет был произведен без достаточного аэронавигационного ночного запаса горючего;
    б) грубых ошибок, допущенных экипажем в полете при расчете полета и контроле за движением самолета. Более двух часов полета не велись записи в бортжурнале штурмана;
    в) неиспользовании в полете радиопеленгаторов;
    г) сложных метеоусловий ночью при посадке самолета в поле, с которой экипаж не справился. Наличие заглушек не дало возможности использовать ПАР-8 для облегчения посадки.
    2) Неудовлетворительное руководство полетом со стороны РДС Кольцово и АДС Курган.
    Диспетчер АДС Кольцово не проверила подготовку экипажа и разрешила полет без подготовки и запаса горючего.
    Диспетчер РДС Кольцово, руководитель полетов и ст. диспетчер за полетом самолета по трассе не следили, серьезного значения сообщениям экипажа об отказе радиокомпаса не придали, не знали в течение всего полета местонахождения самолета, имеющиеся данные о пеленгации от пеленгатора а/п Курган экипажу не передали, сообщение в АДС Курган о возврате самолета в Петропавловск не передали, указание о включении радиолокатора а/п Курган для контроля за полетом самолета не дали. Радиолокатор был выключен в 03:45 и вторично включен в 05:40 после получения указания о включении от РДС Омск. Неправильные данные о путевых скоростях, переданные РДС Кольцово на борт самолета, дезориентировали экипаж.
    Диспетчеры АДС Курган не передали всех данных о местонахождении самолета, полученных по радиолокатору, ни в РДС Кольцово, ни на борт.
    Способствующие причины:
    а) неоправдавшийся прогноз погоды по направлению ветра, выданный АМСГ Кольцово по трассе и по пункту посадки;
    б) неустойчивая работа радиокомпаса, отмеченная экипажем в данном полете и отмечавшаяся экипажами, ранее летавшими на этом самолете;
    в) отсутствие достаточного количества топлива для работы радиолокатора в а/п Курган, из-за чего радиолокатор включается только по специальному указанию РДС;
    г) неустойчивая работа средств связи в этот период между самолетом и а/п Кольцово и Курган по причине плохого прохождения;
    д) низкая квалификация операторов на телеграфном канале связи Кольцово-Омск в а/п Кольцово.
    ГОС НИИ ГВФ провело исследование радиокомпаса АРК-5 и сделало следующее заключение: радиокомпас имеет на некоторых частотах I и II поддиапазона заниженную чувствительность, как общую, так и по пеленгу и приводу, что, однако, не могло служить причиной полного отказа в полете. Неполная затяжка гаек на восьми болтах гребенки основания щитка АРК-5 свидетельствуют о небрежности, допущенной техническим составом, производившим монтаж проводов на основании щитка. Этот дефект мог вызвать неустойчивую работу радиокомпаса в полете.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.