Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Казахского ТУ ГВФ в 105 км от а/п Балхаш
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 декабря 1955 г.
Время:  06:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская СССР, Алма-Атинская область, пустыня Сарыесик-Атырау, близ оз. Балхаш
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4981
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао
Рейс:  90
 


Описание
    Экипаж 152 авиаотряда выполнял полет по перевозке 763 кг почты и 683 кг груза (тальк в ящиках).
    Взлет в а/п Алма-Ата произведен в 02:15 мск. Полетный вес составлял 10 722 кг, что на 22 кг превышало допустимый. Экипаж самовольно взял на борт одного неоформленного пассажира – бортрадиста Таджикской авиагруппы.
    Прогноз погоды по маршруту Алма-Ата – Балхаш с 02:10 до 04:30 предусматривал: облачность 3-7 баллов верхняя, средняя, без осадков, видимость 2-4 км, дымка, к концу маршрута повышение облачности до 10 баллов, слоисто-дождевой высотой 300-600 м, без осадков, видимость 4-10 км. По пункту посадки а/п Балхаш: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 200-300 м, без осадков, видимость 4-10 км.
    Фактическая погода по маршруту в 03:10 была – облачность 10 баллов высотой 100 м, видимость 4-10 км, в облаках обледенение.
    В 03:41 экипаж Ил-12 Л1793 151-го ато после взлета в а/п Балхаш
    передал высоту облачности 80 м. Кроме того, отмечались слабая морось и гололед. Полет до а/п Баканас, поворотного пункта маршрута, проходил на эшелоне 1 500 м визуально, а от а/п Баканас – в облаках.
    В 03:41 экипаж доложил об отказе гироприборов. Сообщение принято аэропортами Алма-Ата и Балхаш. РДС Алма-Ата и АДС Балхаш с этого времени несколько раз передавали указание возвращаться в а/п Алма-Ата, но борт больше не отвечал.
    23 декабря полностью разрушенный и частично сгоревший самолет был обнаружен в заснеженной пустыне в 105 км юго-восточнее а/п Балхаш. Он подошел к земле с курсом 65° на большой скорости с работающими моторами и с правым креном ударился о гребень бархана крылом. Затем самолет ударился о гребень второго бархана. Разброс обломков составил 180-185х55 м. Катастрофа произошла в 03:45 мск (06:45 местного времени).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4981
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.10.1952
Заводской номер ВС 23443307
Наработка ВС (часы) 4023
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 121596 ЛС 121705


Сведения о рейсе

Номер рейса 90
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Балхаш
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился отказ всех или части гироприборов. Наиболее вероятно, что первопричиной является отказ регулятора вакуума из-за большой эксцентрической выработки седла, полного износа и облома нижней лапки направляющей втулки клапана. Регулятор вакуума имеет конструктивный недостаток, приводящий к срезу нижней лапки направляющей втулки клапана. Перетирание нижней лапки могло привести к выпадению клапана и последующему выходу из строя гироскопической части автопилота.
    По результатам облета на самолетах Л4885 и Л4940 установлено, что частичное приоткрывание клапана регулятора вакуума при включении автопилота вызывает кабрирование самолета, причем более резкое, чем при полном срабатывании клапана. Неожиданное резкое кабрирование, особенно в сложных условиях полета, при включенном автопилоте, может привести к потере скорости и пространственного положения. При отказе авиагоризонта автопилота пилотирование самолета без видимости естественного горизонта значительно усложняется, и для определения отказавшего авиагоризонта от летчика требуется повышенное внимание.
    В ЛЭРМ а/п Алма-Ата не организован надлежащий контроль за качеством технического обслуживания спецоборудования самолетов, а также отсутствует должная дисциплина и теоретическая подготовка технического состава. Износ нижней лапки направляющей втулки клапана зафиксирован и на ряде других самолетов 152 ато, а на самолете Л4388 она вообще отсутствовала. 9 декабря самолет Л4981 проходил 200 часовые регламентные работы. Обнаруженная неисправность свидетельствует, что регулятор вакуума не был должным образом осмотрен, хотя, по показаниям техника и мастера, он снимался, разбирался и осматривался после промывки.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.