Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Дальневосточного ТУ ГВФ на горе Тордоки-Яни, Сихотэ-Алинь
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 декабря 1955 г.
Время:  12:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, г. Тордоки-Яни
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4993
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа
Рейс:  976
 


Описание
    Экипаж 142 авиаотряда произвел взлет в а/п Южно-Сахалинск в 09:51 мск (16:51 мест. вр.). Полет проходил по маршруту Южно-Сахалинск - Советская Гавань – Елабуга – Хабаровск.
    В 10:13 экипаж сообщил, что в 10:10 набрал заданный эшелон 2 700 м, полет проходит между слоями облачности. В 10:40 экипаж запросил РДС Хабаровск о включении приводной радиостанции ВВС ТОФ в Советской Гавани. В 10:48 (по докладу экипажа) самолет прошел Унари на эшелоне 2 700 м в облаках с путевой скоростью 230 км/ч.
    В 11:15 экипаж установил связь с Советской Гаванью и запросил разрешение на пролет курсом 290° на эшелоне 2 700 м. Получив разрешение, в 11:19 экипаж доложил в РДС пролет Советской Гавани в 11:16.
    В 11:25 по указанию РДС экипаж вызвал радиопеленгатор Хабаровска. В 11:27 радиопеленгатор передал расчетное место – 360 км от а/п Хабаровск с азимутом 80°, что соответствовало нахождению на ЛЗП в 20 км западнее Советской Гавани. На этом связь прекратилась. Радиолокатор ПВО ВВС ТОФ показывал самолет в 11:37 на ЛЗП в 65-67 км западнее Советской Гавани. В дальнейшем радиолокационный контроль отсутствовал. Самолет на связь больше не выходил, в а/п Хабаровск не прибыл и пропал без вести.
    21 декабря он был обнаружен с воздуха на юго-восточном склоне г. Тордоки-Яни хребта Сихотэ-Алинь на высоте 1 750 м (в 20 м ниже вершины) полностью разрушенным и сгоревшим. Осмотр места происшествия наземной группой проведен 12-14 января 1956 г. Установлено, что самолет потерпел катастрофу в результате его интенсивного подсоса нисходящим потоком воздуха с последующим ударом плашмя о склон. Попытки экипажа прекратить вынужденное снижение использованием полной мощности моторов на этой высоте (наддув на найденном мановакууметре одного из двигателей был установлен 860 мм рт.ст.) результата не дали. По найденным часам, катастрофа произошла в 12:07.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 16 16
На земле   0
Всего погибших 21


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4993
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1952
Заводской номер ВС 23443306
Наработка ВС (часы) 4021
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 812269 812112


Сведения о рейсе

Номер рейса 976
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Южно-Сахалинск (Бол. Елань)
Пункт назначения Хабаровск
Начальный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Бол. Елань)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Метеообстановка в данном районе характеризовалась наличием сильного северо-западного ветра, скоростью вблизи хребта 85-90 км/ч., направленного почти перпендикулярно к хребту, а также мощных нисходящих воздушных потоков на юго-восточных склонах горы Тордоки-Яни, лежащей на пути следования При полетах комиссии 14 и 24 декабря зафиксированы броски самолета вниз до 400 м.
    Согласно НПП ГА-51 полеты в горах при таких условиях должны проходить на высотах не ниже 1 000 м над высшей точкой рельефа. Истинная высота полета самолета Л4993 с учетом атмосферного давления составляла всего 412 м (на высотомере было установлено давление 750 мм рт.ст. с показанием высоты 2 700 м). Выпуск самолета в ночной полет был произведен без предварительной подготовки и инструктажа экипажа. РП а/п Южно-Сахалинск в нарушение НПП ГА-51 тщательно не проанализировал метеообстановку по трассе и не назначил экипажу эшелон, обеспечивающий безопасную высоту полета. Дальневосточный НИИ ГУГМС, занимаясь изучением влияния турбулентности воздуха и имея данные о возможности бросков самолетов до 1 000 м, своевременно не довел информацию до АМСГ аэропортов ДВ ТУ ГВФ.
    Диспетчер РДС и РП а/п Хабаровск, получив донесение от экипажа о полете на эшелоне 2 700 м, также метеообстановку не проанализировали и не приняли мер к изменению высоты полета. Контроль за движением самолетов, выполняющих ночные рейсы по трассе Южно-Сахалинск-Хабаровск и обратно, крайне неудовлетворительный. После пролета Советской Гавани самолеты идут без связи и контроля за местонахождением в течение 40-50 минут. Этот период полета самолетов совпадает с пролетом наиболее тяжелого участка трассы, через вершину хребта высотой 2 078 м. Направление участка воздушной трассы через высшую точку хребта не вызвано никакой необходимостью. Трассу следует проложить на 35-40 км севернее, что значительно увеличит истинную высоту полета самолетов над высшей точкой рельефа и повысит безопасность полетов.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.